25 томов театроведения
Питер Брук.
«Пустое пространство»
Вадим Максимов
25 томов театроведения
Питер Брук.
«Пустое пространство»
Вадим Максимов
Книга Питера Брука «Пустое пространство» появилась в 1968 году. В самый разгар культурной революции в Европе, грозившей перерасти в контрреволюцию. В это время театр стал актуальным для широких масс, но театр как человеческая природа, как действие, которое творится на улицах. Разрушить рампу, преодолеть пропасть между сценой и жизнью – вот к чему стремились интеллектуалы и революционеры, ищущие новые постмодернистские формы.

Культура казалась инструментом подавления свободы. Но может быть новый театр сможет развиваться вне культуры? Этим распространенным тенденциям противостояли отдельные творцы театра, стремившиеся сохранить традиции и преемственность, но отказаться от старых форм. Жан-Луи Барро ставит «Рабле», противопоставляя хаосу личность художника. Лука Ронкони ставит «Orlando Furioso», вскрывая в театре мифологическую и игровую структуру. Жиль Делёз пишет «Различия и повторения», формулируя универсальный философский и театральный принцип «театра повторения». Книга Брука стоит в этом ряду.

Но это не воспоминания или размышления режиссера. Это труд, в котором осмысляется сущность и предназначение театра. Кризисную ситуацию в театре Брук объясняет утратой в нем жизненности и актуальности. Театр остановился и окаменел. Так родился популярный термин «неживой театр».

Брук систематизирует различные театральные тенденции, анализирует их смысл и задачи и вводит актуальную терминологию.

«В Живом театре мы каждый день начинаем репетицию с проверки достигнутого накануне, ибо мы никогда не уверены, что пришли к истинному пониманию пьесы. В Неживом театре считается, что кто-то когда-то понял и установил раз и навсегда, как нужно играть ту или иную классическую пьесу» (Брук П. Пустое пространство. Секретов нет. М.: АРТ, 2003. С. 33). На многочисленных примерах Брук уточняет разницу между живым и неживым искусством, тем самым вводятся отчетливые критерии искусства, объединяющие традицию и новаторство.

Традиция жива, только постоянно обновляясь. Любая остановка приводит к смерти. И теперь Бруку ясно, что дело не в смене форм, а в постоянном процессе обновления и разрушения, ради утверждения первоистоков. «Театр как искусство всегда саморазрушителен». (С. 34)

Соотнося теорию театра с театральной практикой, Брук приходит к выводу, что театр живет не более пяти лет, а потом либо умирает, либо преображается.

Во времена завершения эпохи модернизма существующие театроведческие методы не могли объяснить меняющуюся ситуацию. Это смогли сделать философы-постструктуралисты и практик Питер Брук.

В «Пустом пространстве» Брук показывает тенденции, еще не ставшие тогда традицией: Священный театр, Грубый театр. Это для Брука не отдельные коллективы или идеи, а именно обобщенные понятия. В каждом типе театра он определяет жизненные и художественные задачи, стоящие перед творцами.

Живой театр встречается нечасто, но он может руководствоваться разными принципами и задачами. Брук делает смелый шаг: он иллюстрирует стремление к живому театру примерами из собственного поиска. Брук всегда осознавал утопичность желания преобразовать зрителя, вызвать в нем сверхъестественное откровение. Но при этом он обнаруживает усиливающуюся значимость театра в современности. «Театр же всегда утверждает себя в настоящем. Это как раз то, что делает его более реальным, чем обычный поток сознания. Это то, что делает его таким будоражащим. Именно отношение цензуры к театру - красноречивое свидетельство его скрытой силы. При большинстве режимов, даже когда печатное слово свободно, изобразительное искусство свободно, в последнюю очередь свободной становится сцена (…), но этот древний страх — признание древних возможностей. Театр — арена, где может произойти живое столкновение». (С. 146)

С точки зрения Брука, все вопросы, которые решает театр и которые решаются в театре — вопросы художественные. Тем самым, в противовес эпохе, Брук оставляет главным критерием театра — его художественное значение.

Менялись политические эпохи и театральные формы, но принципы, сформулированные Бруком в переломный момент, куда основательней и актуальней многих новаторских теорий, возникших на рубеже ХХ—ХХI веков.

Каждый этап развития мирового театра ХХ века - не только отражался, но и предвосхищался в спектаклях Питера Брука. Пока он с нами — театр жив, умирает и возрождается вновь. А Брук бессмертен.
Вадим Максимов
Все «25 томов театроведения»