25 томов театроведения
Фрэнсис Йейтс.
Театр мира
Ирина Ефимова
Книга Фрэнсис Амалии Йейтс (1899–1981) – английского историка и искусствоведа – «Театр мира» (Theatre of the World) была написана в 1969 году и только в 2018 переведена и издана в России. Автор мало известна у нас, ее начали переводить в конце 1990-х годов. Йейтс не историк театра в академическом смысле, ее интересы и работы написаны на стыке разных наук, с открытым призывом к объединению и взаимообмену информацией между историками театра, архитектуры, живописи, культурологами и философами.

Книга «Искусство памяти» (The Art of Memory, 1966), которая стала первой из ее книг, переведенных на русский язык (издана в 1997 году) – также представляет собой междисциплинарное исследование философских, художественных и научных текстов от Античности до Ренессанса, посвященных мнемонике. В этом труде Йейтс делает предположение об особом, отличном от общепринятого представления устройстве театра «Глобус». Автор соотносит его с иллюстрацией из книги Роберта Фладда «Искусство памяти», считая, что шекспировская сцена выглядела именно таким образом (см. рис. 1). Мы видим три входа на основную сцену, вместо балкона – выступающий эркер и рядом два выхода на галерею, а не привычный навес на столбах. В работе Фладда эта иллюстрация внутреннего приспособления для запоминания информации, которое оратор должен был воссоздать в своей голове и в нем размещать необходимое. Поскольку Фладд настаивает, что это здание должно быть реальным, а не выдуманным, как предлагалось в античных техниках мнемоники, Йейтс приходит к выводу, что философ разместил на иллюстрации немного измененное изображение реальной современной ему сцены общедоступного театра. Йейтс анализирует текст философа и рисует собственный эскиз сцены «Глобуса» (см. рис. 2) – сохраняет привычные колонны и раздвигает боковые стены, но оставляет пять выходов на сцену и эркер с галереей.

Монография «Театр мира» глубже разрабатывает эту теорию об устройстве сцены, уже не только в связи с системой Фладда, но и с точки зрения архитектуры елизаветинского театра и ее взаимосвязи с античным театром. Йейтс проводит последовательную связь между работами философов елизаветинского времени Джона Ди и Роберта Фладда с трактатом Витрувия «Десять книг об архитектуре» и доказывает, что «Театр» Джеймса Бербеджа и подобные ему сценические конструкции – это наследие именно античного театра. Их архитектурные планы имели в своем основании круг и вписанные в него четыре равносторонних треугольника, что отражает астрологический круг как схему строения макрокосмоса, а театр как выражение микрокосмоса, созданного по его подобию. Таким образом, автор приходит к новому пониманию сакральности самого театрального здания, на подмостках которого шли пьесы Шекспира. Книга будет интересна не только узким специалистам, это любопытный культурный анализ противоречий елизаветинского времени, до сих пор неоднозначно воспринимаемых его деятелей – Ди и Фладда, и это объемный разговор о системе взаимоотношений Человек – Космос.

Ирина Ефимова
Все «25 томов театроведения»