О проекте
«Театрология: Второе столетие: Теория. Метод. Практика» — независимый проект, который был задуман в несколько этапов и приурочен к столетнему юбилею российского театроведения (2020 год).
Первая часть – «Теория» – прошла в Санкт-Петербурге в ноябре 2018 года при поддержке Министерства культуры и Союза театральных деятелей РФ.
За прошедшие сто лет радикально изменилось само явление «театр»: вся культурная и социальная ситуация, жанры и формы, функции театра в общественной жизни. В искусстве театра особенно заметно, что система оценки произведений безнадежно устарела. Стремление художников к внешней оригинальности еще в большей степени воплощается в стремлении к внешней эффектности у исследователей (критиков) этих произведений. Тяжелее всего приходится зрителю – ему никто не объясняет, что происходит. Поэтому соприкосновение с современным театром часто повергает зрителя в шок.

Задачей первой части – «Теория» – было установить диалог между академической школой и «молодыми рассерженными», синтезировать традицию и новые формы, чтобы вместе попытаться определить границы современного произведения искусства и сформулировать критерии его оценки. В программе были объединены известные театральные деятели разных поколений, разных направлений искусства: медийные режиссеры, исследователи и критики, скандальные блогеры и современные философы.

Одна из главных задач Театрологии – выход разговора о театре за пределы «театрального сообщества», преодоление профессиональной изоляции.

Итоги первой части:
1. Современный театр нуждается в пересмотре своих границ
2. Профессионалы нуждаются в открытости и диалоге
3. Зритель озадачен, дезориентирован и нуждается в помощи

Вторая часть проекта «Метод» прошла в мае 2019 — лаборатория по изучению современных методов анализа спектакля.
Участниками стали студенты и выпускники гуманитарных вузов из России, Беларуси и Украины. 10 человек за 10 дней изучали в семинаре разные искусствоведческие методологии, смотрели спектакли, обсуждали увиденное, писали тексты. В рамках второй части проекта также прошли публичные лекции/дискуссии.

Результатом второй части был выход в современный театр, разбор конкретных спектаклей, понимание общих тенденций. Очевидным стало несоответствие состояния театра и языка разговора о нем, качества спектаклей и их общепринятой оценки. Отсутствие конструктивного диалога между практиками и теоретиками.

После этого стало понятно, что пора переходить к третьей части проекта – «Практика» – и создавать новое медиа о театре.
В 1920 году в Петроградском институте истории искусств был открыт сектор театра, с которого началось русское театроведение. Во главе группы ученых, историков театра и театральных критиков встал Алексей Александрович Гвоздев, и неслучайно начальный этап российского театроведения именуется «гвоздевской школой». Способна ли сегодня гвоздевско-германовская театроведческая школа, опиравшаяся на научное исследование спектакля, на соединение теории, истории и критики – в какой-то мере сохранить свои традиции?

Театр – одна из базовых потребностей человека, иначе как объяснить тот факт, что ему 2500 лет, а он все еще существует, и публика продолжает туда ходить. Но театр – это искусство, которое позже всех остальных воспринимает обновления.

Поможем ему стать современным!