За прошедшие сто лет радикально изменилось само явление «театр»: вся культурная и социальная ситуация, жанры и формы, функции театра в общественной жизни. В искусстве театра особенно заметно, что система оценки произведений безнадежно устарела. Стремление художников к внешней оригинальности еще в большей степени воплощается в стремлении к внешней эффектности у исследователей (критиков) этих произведений. Тяжелее всего приходится зрителю – ему никто не объясняет, что происходит. Поэтому соприкосновение с современным театром часто повергает зрителя в шок.
Задачей первой части – «Теория» – было установить диалог между академической школой и «молодыми рассерженными», синтезировать традицию и новые формы, чтобы вместе попытаться определить границы современного произведения искусства и сформулировать критерии его оценки. В программе были объединены известные театральные деятели разных поколений, разных направлений искусства: медийные режиссеры, исследователи и критики, скандальные блогеры и современные философы.
Одна из главных задач Театрологии – выход разговора о театре за пределы «театрального сообщества», преодоление профессиональной изоляции.
Итоги первой части:
1. Современный театр нуждается в пересмотре своих границ
2. Профессионалы нуждаются в открытости и диалоге
3. Зритель озадачен, дезориентирован и нуждается в помощи