Профессор кафедры перформатики факультета полонистики Ягеллонского университета в Кракове, один из самых ярких современных театроведов, использует новейшие междисциплинарные подходы к анализу исторических этапов развития театра и современных театральных явлений
Новая и первая (переведенная на русский язык) книга становится открытием для театроведения не только своими новейшими подходами в освещении важнейших этапов истории польского театра, но едва ли не таким же значимым событием в развитии театроведческой методологии является структура данного исследования.
Автор пытается любыми способами уйти от жанровой характеристики научного исследования по истории польского театра и называет свою работу или представлением (используя термин в привычном театроведческом ключе, т.е. книга – это акт представления, показа основных идей), или путешествием (призывая читателя, дочитав до конца отправиться собственной дорогой). Форма театроведческого высказывания становится у Косинского и перфомансом, и содержит в себе яркие отсылки к польской театральной традиции, по пути к современному театру автор проходит циклы жизни польского народа/польской деревни, затрагивает аспекты главных философских идей польского романтизма, проходит блокпосты «на пути к бедному театру» Ежи Гротовского и, выходя за пределы театрального, нащупывает театральность в любой культурной деятельности современных и исторических героев. У книги сложная игровая структура, кроме пяти основных глав, которые будто подчинены хронологическому принципу (от ранних театральных форм к самым современным), есть еще «поперечная структура» (С.25) – четыре главы, врывающихся в течение времени и дающих очень яркие и точные национальные акценты. Косинский отказывается от объективности в изложении истории театра, сразу обозначает основной «угол зрения» своего исследования: культурная антропология (в первую очередь американская школа 1980-ых гг., труды Г. Бейсона и В. Тёрнера), перформатика (Р. Шехнера), поструктурализм.
Уникальность книги состоит еще и в том, что заявляя новейшие методологию и структуру исследования истории национального театра Косинский в каждой из глав руководствуется основными принципами театроведения как точной науки, он открывает новые земли для сугубо театроведческого анализа, расширяет диапазон театра и театральности, чтобы точнее понять традиционные формы. Например, первая глава, посвященная народным праздникам и ритуалам календарного года, очень напоминает первые главы из «Истории русского театра» Н. Н. Евреинова. Косинский приходит к выводам о современности и актуальности ритуала как части национального самосознания. Подглава о «Дзядах» А. Мицкевича становится ступенью перехода от национального ритуала к осознанию польской идентичности во второй главе, посвященной театральному мессианству и созданию новой картины религиозного мироздания на театральной сцене, от теории Мицкевича до паратеатра Гротовского и Центра театральных практик Вл. Станевского.
Желаем Вам захватывающего приключения в поисках истины о польском театре вместе с Дариушем Косинским!