25 томов театроведения
Эрик Бентли.
«Жизнь драмы»
Вадим Максимов
Бэнтли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. 368 с.

Эрик Бентли – выдающийся американский драматург и театровед вошел в историю театра (по крайней мере, русского театра) как автор одной книги – «Жизнь драмы», вышедшей в Нью-Йорке в 1967 году, а в России – в 1978. Эта книга теоретически ознаменовала целую театральную эпоху. И эта эпоха, кажется, давно закончилась – Леман пытался провозгласить новую эпоху в 1999-м своим постдраматизмом. Однако, эпоха всё не кончалась. Символическим завершением её стала кончина бессмертного Бентли.

Книга «Жизнь драмы» появилась тогда, когда Сьюзен Сонтаг уже провозгласила конец «литературоцентризма» в мировой культуре (1964). Бентли формулирует теорию театра, неразрывно связанного с драматургией, зависящего от неё. В условиях кризиса культуры 60-х годов он стремится сохранить законы и традиции классического понимания театра. Тем самым, он обновляет классику, делает её живой.

Неизбежно половина книги «Жизнь драмы» сводится к определению жанров, потому что эти жанры определяют спектакль. Показательно его ёмкое и обтекаемое определение трагедии: «Трагедия воплощает в себе ощущение хаоса, и единственной упорядоченной системой, которую поэт-трагик может гарантировать как средство преодоления хаоса, является упорядоченная система его трагедии с её интеграцией сюжета, характера, диалога и идеи» (С. 272). Определение справедливое, вполне аристотелевское, но игнорирующее эволюцию трагедии в ХХ веке.

Примеры трагедии ограничиваются именами Софокла, Шекспира, Расина, Шелли. «Последним отголоском» античной трагедии Бентли называет пьесы Кляйста. Далее наступает время «социальной драмы»: «У Ибсена социальная драма обретает подлинный драматизм, благодаря тому, что она перестает быть "социальной" в обычном смысле этого слова» (С. 268). Драматургия от Ибсена до Ионеско трактуется Бентли как «трагикомедия». Различные варианты трагикомедии предлагают «предотвращение» или «преодоление» трагедии.

Именно Бентли сформулировал идею театра, выдвинутую задолго до него: «А изображает В на глазах у С» (С. 140). Эта формула стала восприниматься как сущность театра. Однако интонация книги Бентли показывает его ощущение завершенности этого процесса. Подобно тому, как Станиславский формулирует принципы актера представления и актера переживания, понимая слияние этих противоположных начал в эпоху режиссерского театра.
Вадим Максимов
Все «25 томов театроведения»