25 веков театроведения
Аристотель — не только театровед
Вадим Максимов
Философские воззрения Платона и Аристотеля являются альтернативными в силу того, что оба пользуются близкой терминологией, развивают в противоположных направлениях общую проблематику.
Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира на севере Греции. И отец, и мать его принадлежали к семьям врачей. Эта сфера знаний, несущественная для Аристотеля, тем не менее наложила на него свой отпечаток: можно допустить утилитарные медицинские толкования предложенных им философских терминов.

После ранней смерти его отца опекуном Аристотеля становится муж его сестры Проксен Атарнейский. Первые семнадцать лет жизни прошли в Пелле при македонском дворе. Для мировоззрения Аристотеля характерно постоянное мироощущение «чужака». В Македонии он был иностранцем, после 17 лет в Афинах – «македонцем».

Характерно, что за предшествующие появлению Аристотеля 20 лет существования Академии там не было ни одного выходца из Македонии. Не менее важно, что, когда Аристотель появился в Академии, Платона там не было. Последующие три года Платон пребывал на Сицилии, тщетно приобщая к философии молодого Дионисия II.
К моменту возвращения Платона Аристотель, стремительно развиваясь, уже играл там значительную роль – не только ученик, но и преподаватель, лидер собственного кружка. Он ввел в Академию новую для нее дисциплину – риторику.

Академия воспитывала людей, которые являлись не только философами, но и политиками, и общественными деятелями. Друг Аристотеля Евдем, бежавший от тирании на Кипре, в 354 г. участвовал в организации свержения тирании Дионисия II в Сицилии и погиб (Аристотель откликнулся диалогом «Евдем, или О скорби»). Ученик Аристотеля и его племянник Каллисфен был оставлен в 335 г. Аристотелем при дворе Александра Македонского, но через несколько лет обвинен Александром в заговоре и казнен (Феофрасту принадлежит сочинение «Каллисфен, или О скорби»).

Между Аристотелем и Платоном естественно возникло соперничество, но скорее между их учениками. Это соперничество имело чрезвычайно продуктивные результаты для обоих. Аристотель покидает Афины в 347 г., вскоре после смерти Платона – вследствие обострения антимакедонских настроений. И оказывается при дворе Александра.

В 335 г. после восьми лет пребывания при македонском дворе он возвращается в Афины. Основанная им школа в Ликее приобретает целостный характер только при его преемнике Феофрасте – школа перипатетики (перипатос – место для прогулок).

После внезапной кончины Александра Македонского в 323 году в Афинах усилились антимакедонские настроения. Аристотель, возвышение которого зависело от македонской гегемонии, бежит в родное имение в Халкиде, где умирает через несколько месяцев. Созданный им Ликей в течение 35 лет успешно возглавлял его любимый ученик Феофраст из Эреса.

Философские воззрения Платона и Аристотеля являются альтернативными в силу того, что оба пользуются близкой терминологией, развивают в противоположных направлениях общую проблематику.

В «Поэтике» Аристотель использует основные термины, интерпретируемые ранее Платоном. Понятие «мимесис», используемое Платоном, Аристотель делает основным в «Поэтике». С помощью средств, способов и предметов мимесиса им создана систематизация видов и жанров искусства, при этом выявлено уникальное место театра. А главное – утверждена граница между искусством и не искусством. Искусство – это всегда «подражание», но подражание не абстрактным действительности или природе, а мифу (мифосу), который для древнего грека всегда конкретен. Если по этой схеме сформулировать альтернативное понимание Платона, можно сказать так: искусство – это подражание подражанию. А у Аристотеля: подражание действию.

Ключевым понятием трагедии становится катарсис. Аристотель не дает формулировок, так как понятие в те времена общераспространенное. От Аристотеля мы знаем, что очищение происходит «посредством сострадания и страха», то есть того, на чем строится трагедия. Платон в «Федоне» говорит об очищении как возможности различить тех, кто способен к научному или сакральному знанию («теориа»), и тех, кто на это не способен. У Аристотеля катарсис в трагедии очищает всех.

В катарсисе происходит разрешение конфликта трагедии и преображение зрителя не моральное, а эстетическое.

Несмотря на то, что основные понятия «Поэтики» лежат в основе современного театроведения, из ее текста выводятся также ложные понятия. Очевидный пример – «завязка» и «развязка», которых нет в «Поэтике». В XVIII главе есть понятия «десис», который соответствует действию от начала до кульминации, и «лисис» – от кульминации до конца. Понятия Аристотеля подразумевают не отдельные события, а продолжительность действия. Зато у Аристотеля есть понятие «узел», которое соответствует нашему понятию «конфликт». О нем Аристотель пишет: «Называть трагедии различными или одинаковыми мы вправе не по чему иному, как по их сказанию [мифос], – то есть они одинаковы, если в них одинаковы узел [плокэ] и развязка [лисис]. Многие завязывают узел хорошо, а развязывают плохо. А нужно всегда преуспевать и в том, и в другом». (1456 а 7. Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С. 141).

Практически все переводчики «Поэтики» на русский переводят слово «плокэ» как завязка. Что выглядит абсурдно, так как десис и плокэ получают одинаковый перевод. Михаил Гаспаров дает перевод «узел». Дословное значение: плетение, сплетение, а также – коса. Таким образом, можно утверждать, что понятие «конфликт» введено Аристотелем.
Вадим Максимов
Все «25 веков театроведения»