25 веков театроведения
Ханс-Тис Леман: посттеатровед
Дарья Захарова
Книги Гуйе прежде всего – философские сочинения. Они раскрывают значение театра внутри философской картины мира и философских категорий.
Ханс-Тис Леман (Hans-Thies Lehmann, р. 1944) – немецкий театровед, теоретик театра, профессор Франкфуртского университета имени Иоганна Вольфганга Гёте.

После изучения немецкой филологии (германистики) и философии, Леман работал научным сотрудником (ассистентом) на семинаре по общей и сравнительной литературе в Берлине. После был преподавателем эстетики в Берлинском университете искусств; также был приглашенным профессором германистики и сравнительного литературоведения в университете Амстердама. Доцент Института прикладного театроведения в Университете Гиссена. Помогал в разработке практической учебной программы. В 1988, после защиты докторской диссертации в Университете им. И. В. Гёте, стал профессором театроведения. Преподает там до сих пор, в статусе ведущего специалиста по исследованиям в области театра, кино и СМИ. В 2002 году основал в университете аспирантуру по направлению «Драматургия».

В разное время Ханс-Тис Леман был приглашенным профессором в университетах Парижа, Польши, США, Японии. Он занимается не только научной деятельностью, но и участвует в создании театральных проектов в качестве драматурга. Леман создавал литературную основу спектаклей для таких режиссеров как Йосси Вилер, Петер Палитч, Кристоф Нел, Теодор Терзопулос.
Автор множества публикаций по теоретическим вопросам литературы, театра, в частности современного, а также автор статей о театральной эстетике и киноискусстве. Важные публикации, отмеченные университетом Гёте: «Тема и язык в "Домашние проповеди" Бертольда Брехта. Текстовое теоретическое чтение (1978, на немецком «Hauspostille» – поэтический сборник Б. Брехта, опубликованный в 1927 году)», « "Домашние проповеди" Бертольда Брехта – текстовое и коллективное чтение» (вместе с Хельмутом Летаном, 1978), «Театр и миф. Конституция субъекта в дискурсе древней трагедии» (1991), «Постдраматический театр» (1999), а также книги о Хайнере Мюллере (2004, изд., совместно с П. Примавези). Ведущий исследователь наследия Б. Брехта и специалист по драматургии Х. Мюллера.

В России стал широко известен после перевода культовой книги «Постдраматический театр» (издание «Фонда режиссера и педагога Анатолия Васильева», перевод Н. Исаевой), вызвавшей дискуссии и дебаты среди российских теоретиков и практиков. В книге Леман разделяет понятия драматического и постдраматического, приводя анализ спектаклей как зарубежных, так и российских, ссылаясь на постановки А. Васильева.

Одна из центральных мыслей исследования, определяющие понятие «постдраматический театр», заключается в том, что драматический театр основывается на пьесе, на литературном материале, а театр постдраматический отказывается от пьесы, от литературной структуры вовсе. Он перестает быть литературоцентричным. Если драматический театр использовал литературу как структуру действия и отчасти как способ коммуникации, то постдраматический, отказываясь от текста, ищет другие пути, что соответственно влияет и на способ актерского существования, и на форму спектакля в целом.
Все «25 веков театроведения»