25 веков театроведения
Алексей Гвоздев: основатель «школы Гвоздева»
Владислав Станкевичус
«Первая критическая статья Гвоздева, опубликованная в 1914 году, была направлена против Мейерхольда и его соратников».
Гвоздев Алексей Александрович (1887–1939) – русский театровед, театральный критик, литературовед, педагог.

Родился в Петербурге, в состоятельной купеческой семье. Учился в гимназии Петра и Павла (Peterschule), затем слушал лекции по литературе, философии, языкознанию в Лейпциге и Мюнхене. Владел французским, итальянским, английским, а также скандинавскими языками, в совершенстве знал немецкий. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.

Первая критическая статья Гвоздева, опубликованная в 1914 году, была направлена против Мейерхольда и его соратников. С 1915 года регулярно выступал в качестве литературного критика в журнале «Северные записки».

С 1916 – приват-доцент Петербургского университета, с 1917 преподавал в Томском университете. В 1920-м вернулся в Петроград. Работал в Педагогическом институте им. А. И. Герцена, был руководителем разряда театра в Государственном институте истории искусств.

Автор основополагающих трудов о театре: «Германская наука о театре. К методологии истории театра» (1923); «Итоги и задачи научной истории театра» (1924); «О смене театральных систем» (1926); истории западноевропейской литературы: «История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение» (1935) и т.д. В трудах по истории театра Гвоздевым были сформулированы основные научные принципы театроведения.

Был лидером так называемой «гвоздевской школы» – группы исследователей, сформировавшейся в разряде театра в ГИИИ. Результатом их работы стал ряд статей и книг, посвященных вопросам истории театра, источниковедения, иконографии мирового театра.

Гвоздев рецензировал не только театр, но и балет, оперу, эстраду, цирк. Его статьи отмечены лаконичностью, строгим подходом к анализу формы и вниманием к театральному контексту, в котором оказывался спектакль.

Был приверженцем Мейерхольда, много писал о его спектаклях. В статьях «Иль-Ба-Зай» (1924), «Учитель Бубус» (1925) «Ревизия "Ревизора"» (1927) наиболее полно раскрыта театроведческая методология применительно к живому театральному процессу.

В начале 1930-х гг. гвоздевская школа подверглась идеологическому разгрому.

А. А. Гвоздев скоропостижно скончался в Ленинграде в 1939 году.
Владислав Станкевичус
Все «25 веков театроведения»