Что требуется от актёров в Ваших спектаклях? Важно, чтобы они не мешали режиссёру?
Под мои задачи я всегда стараюсь найти личность. Но с этим всегда большие проблемы, потому что артист привык прятать, привык не приходить в театр с плохим настроением, хотя оно не может всегда быть хорошим. Театр – это мощное реабилитирующее человека средство. Ты же зачем приходишь в театр? Чтобы решить какую-то свою проблему, и, если ты видишь артиста, который что-то сам переработал, то это тебя цепляет. Про это личное в человеке я, наверное, и говорю – то есть про способность человека прорабатывать определенные вещи через театр. И когда все, занятые в спектакле, понимают эту силу театра, то готовы, конечно, и бесплатно сидеть и работать.
Если говорить в целом, то мы – наследники той школы, которая была сформирована определенным, очень специфическим образом. Есть вопросы к образовательной программе, например. Я не понимаю, почему артисты учатся 4 года – им явно не хватает кругозора, должно быть не меньше 5 лет. К тому же ребят учат сложившиеся и получившие имя мастера, которым – из-за объективной демографической ямы 90-х годов – никто не дышит в спину, и они делают то, что хотят. По своему небольшому опыту могу сказать, что студенты в начале приходят с последними айфонами и девайсами, они много знают и много читают, но к концу первого курса они все с разбитыми экранами или кнопочными телефонами, никуда не ходят, ничего не видят и находятся в вакууме мастерской. Если повезло – классной мастерской, если не повезло – не классной. Мне кажется странной такая система мастерских, тем более в актёрском ремесле, когда ты должен уметь работать с разными режиссёрами, с абсолютно разными системами и так далее. Опять же выпускается огромное количество актеров, которые не нужны театру. Когда артист выходит из института и не может себя применить, то часто надевает вот эту кепочку в «Макдональдсе», и мы теряем его из профессии. Либо он бесконечно участвует в этих страшных читках, которые ни к чему не приводят. Такая выученная беспомощность его выносит.