В современном искусстве театра — в частности, документального — изменения художественной формы направлены на перенос «реципиента» или зрителя внутрь спектакля, возникновение новых форм представления: акция, читка, проект, текст действия без последующей сценической интерпретации, свидетельский театр. Темами пьес могут стать сентиментально-мелодраматические истории о семейной жизни, откровения, шокирующие случаи, проявления абсурда в общественной жизни, вопросы социальной, политической или человеческой несправедливости. В первую очередь документальный театр занимается изучением взгляда обычного человека на себя. С помощью документа театр избавляется от фальши, театральности, необходимости быть в театре непохожим на самого себя. У московского Театра.doc, одного из первых документальных театров в России, это мировоззрение сохраняется по сей день.
Театр.doc возник в Москве в 2002 году как независимая площадка, противопоставляющая себя классическим театрам. Он отменил все формы условности, принятые в традиционном театре: маленькое подвальное помещение, «сцена», плавно перетекающая в «зрительный зал» на 30 мест, полное отсутствие служебного персонала и администрации театра, драматурги и режиссёры сами продают билеты зрителям на спектакли, а зритель часто оказывается вовлечённым в представление. В Театр.doc создаётся концепция «сцена как зеркало мира», направленная на то, чтобы зритель узнал себя и признал себя частью этого общества – для создания эмпатии, которой в обществе не хватает. Драматург и бывший художественный руководитель Театра.doc Михаил Угаров связывал это с «экономией эмоций»: «Психика сегодняшнего человека работает, прежде всего, на экономию эмоций. Это система безопасности. Поэтому буквально воплотить человеческую драму возможно, конечно, но это будет искусство, особо не имеющее отношения к жизни. Вся актёрская школа строится на этом: произошло событие — я реагирую. Сегодняшний человек на события не реагирует» [3]. Театр.doc родился из семинаров, проводившихся совместно с представителями английского театра Royal Court в апреле 2000-го года. Первые семинары в Москве (чуть позже в Новосибирске) провели Элиз Доджсон, Стивен Долдри, Джеймс Макдональд, Рамин Грэй из лондонского Royal Court [4].
К документальному театру, как, собственно, и ко многим современным театральным практикам, сложилось очень неоднозначное отношение. Некоторые исследователи считают, что «документальный театр чем-то похож на провокативную журналистику, на исследование, но только не на театр» [4] , что «привычная партитура текста такого произведения не имеет смысла[, у нее иная природа... Актерам остается лишь оживить магнитную ленту, сыграть максимально близко к оригиналу, полностью сохраняя лексику прототипов, включая оговорки, ошибки, паузы... Это почти полная ретрансляция» [5]. Авторское участие, тем не менее, присутствует, хотя и выражается в «монтаже» документа. Писатель, пишущий художественное произведение, в первую очередь отталкивается от вымысла и использует в нем какие-то отдельные случаи из жизни. Но он не подкрепляет произведение документально зафиксированными фактами, ему это не нужно.
Если давать характеристику спектаклям Театра.doc, то, как было сказано выше, они зачастую делятся на политические и бытовые. К первому типу можно отнести «БерлусПутин» (2012), «Болотное дело» (2015), «Сентябрь doc» (2016) и один из самых известных спектаклей «Час 18» (2015). Последний рассказывает о заключении и смерти юриста Сергея Магнитского, именно час и восемнадцать минут Магнитский медленно умирал от приступа панкреатита, и ему не была оказана медицинская помощь. Спектакль содержит в себе документы: письма Магнитского, речь его матери, заметки и жалобы на содержание в камере. Однако при просмотре его и многих других спектаклей Театра.doc, мы понимаем, что важен не сам в точности повторённый документ на сцене, а обращение к реальным, существующим проблемам и переосмысление их на сцене. Театр показывает свой взгляд на проблему, то, что не озвучивается в официальных СМИ, он в доступной и интересной для зрителя форме показывает современные реалии, политику и общество. Так в «Сентябрь doc» наглядно показана дискуссия в соцсетях по поводу трагедии (нападение террористов на школу в Беслане 1 сентября 2004 года), без лишних комментариев от драматурга или режиссёра, идет просто трансляция перепалок и мнений. Также в спектакле «Болотное дело» и других спектаклях, основанных на интервью с героями и их родственниками, ощущается то, как театр хочет донести голоса людей до масс. Театр.doc очень остро и тонко чувствует эти истории и отзывается на них. За эту оппозицию по отношению к официальным СМИ и властям, театр неоднократно подвергался нападениям и несколько раз переселялся с место на место. К сожалению, это сильно сказалось на здоровье основателей театра — Елены Греминой и Михаила Угарова, которые в 2018 году скоропостижно скончались.