Рецензии
«Лакомый кусочек» постдраматизма
Вадим Максимов
«Лакомый кусочек / tidbit»
Театр Maailmanloppu
Режиссер Александра Абакшина
Драматург Алина Шклярская

Современный театр уже давно расширился до границ, за которыми теряются его очертания. Он может быть любым, кроме «драматического». Поэтому два основных сегодняшних вектора – либо в сторону сценического «потока сознания» (визуального театра во всех его проявлениях), либо усиление текстуальности, своего рода «неолитературоцентризм». Эта вторая тенденция чаще всего именуется «документальным театром», хотя с документальным театром 1960-х годов имеет мало общего. Использование документальной основы было в театре всегда. А вот различные формы документирования в ХХ–XXI веке почти всегда оборачиваются имитацией, в том числе и метафорической, художественной.

Вообще, все современные новации чаще всего имеют исток в первой половине ХХ века, но сами новаторы об этом не знают.

Спектакль Абакшиной и Шклярской «Лакомый кусочек» обсуждает проблему виртуальную и актуальную одновременно – мужская беременность. Сама постановка вопроса уже предполагает тотальную театральность. Предполагается ли решение проблемы? Конечно нет, важна сама её постановка – провоцирование, приглашение к интеллектуальному штурму. Спектакль – это именно обсуждение, а не действие. В этом актуальный отход от драматизма.

При этом, именно интеллектуальность, документализм, текстуальность становятся игровой формой и переходят в свою противоположность. В этом, собственно, театральное значение спектакля.
Несмотря на интерактив и «викторину» в финале, спектакль относится не к спектаклям-дискуссиям, а к атмосферным спектаклям. Но, в отличие, например, от «Диджея Павла» Дмитрия Волкострелова, спектакль созданием атмосферы (которая начинается с вешалки) не ограничивается. Атмосфера создается до начала спектакля: потом следуют реплики, найденные в драматургии, которые обозначают действие персонажа, но не совершаются им. При этом все исполнители заняты постоянной работой с предметом, абсолютно в эстетике натуралистического театра. Таким образом, сценическое действие и интеллектуальное обозначение событий противопоставляются. Подлинным действенным началом спектакля становится поиск определений. Бесконечный поиск слов, обозначающих явления. А в развязке-викторине зрители уже должны угадать (или познать) верный ответ. Таким образом, спектакль, конечно, не про необходимость мужской беременности, а про поиск имени, названия вещи. Тем более если этой вещью оказывается арт-объект (реборн).

И все-таки при наличии продуманной композиции, структурности и компактности спектакля – есть ощущение робости и ослабленности высказывания. Радует достижение некого единения со зрителем, погруженности всех участников в действие. Но эти достижения предполагают более сильное художественное выражение. Потому что театр – это страшная сила.
Вадим Максимов
Всё из раздела «Практика»