Театр Хорея был основан Томашем Родовичем в 2004 году в Люблине. Он работал с материалом античного пения и танца, но почувствовал, что попытки реконструкции античного движения и звука в пространстве Гарджениц не дают нужного ему результата. Родович желал не просто погрузить исполнителя и зрителя в энергию античных ритмов, он оттолкнулся от звучания античного тела и решил создать современное культурное пространство, которое бы могло нести ту же функцию, что нес театр в Древней Греции. Родович ищет место общения людей с богами, людей с людьми, людей с самыми острыми проблемами общества. В 2007 году его театр перебирается в Лодзь, на старых заводах Шейблера возникает Фабрика искусств Хорея. Лодзь – большой по меркам польских территорий промышленный город. Хорея расположена практически в самом центре, добраться до нее не составит труда, а здание театра напоминает очень модные сейчас арт-пространства в старых заводских помещениях.
Хорея занимается исследовательской, театральной, социальной деятельностью. Но все эти аспекты объединены одной эстетической программой. Цель метода, разрабатываемого Хореей – изучение материи (завод Шейблера был ткацкой мануфактурой) движения, звука и слова. Родович пытается на разных уровнях театрально-исследовательской работы вернуться к синкретическому искусству, к существованию человека неразделенного на тело, разум и душу. На Фабрике проходят тренинги для актеров кино, семинары, театральный фестиваль, здесь репетируют и устраивают показы Большой Хор Молодежи и труппа Адама Быджицкого, которая занимается инклюзивными формами театра и проектами с участием слепых и слабовидящих людей. С 2011 года существует Ораториум Данс Проджект. Он возник именно из пространства Фабрики. Это идея открытия творческого потенциала и талантов в любом человеке, в людях, которые живут в самых неблагополучных, удаленных районах городов. Идея театра на периферии близкая ранним поискам французского театрального режиссера Арианы Мнушкиной. Родович мечтает сделать театр неотъемлемой частью жизни любого человека. Традиционные спектакли с разделением на пространства сцены и зрительного зала в философии и практике Театра Хореи всегда содержат в себе главную идею всего творчества Гротовского, попытку постижения смысла собственного существования. Родович со своими актерами создает спектакли – философские диспуты в пространстве заброшенной фабрики, которая является припоминанием жизни простых рабочих в бедном промышленном районе города. После представления режиссер устраивает встречи с публикой, задает зрителям тот вопрос, который является основой для разработки этюдов, ставших толчком для создания спектакля. Общение авторов действа и пришедших его увидеть становится такой же важной частью встречи с театром, как и само представление. В разговоре рождается момент соучастия. Модель театра, где социальное и эстетическое соединяется в момент самого представления, а затем при его обсуждении является для Хореи искомой формой новой современной коммуникации актера-участника и зрителя-соучастника. В Лодзи лучше всего оказаться в августе. В это время Хорея проводит театральный фестиваль, на который съезжаются коллективы из Европы, США и стран Востока. В 2019 году в рамках фестиваля была отдельная программа, связанная с перфомансами.
Максимально идея ритуального пространства как философской основы антропологической театральной практики реализовалась в работах театра Венгайты, образованного во второй половине 1980-х годов. Его основатели тоже начинали в Гардженицах, но ощущение польской деревни заставило оторваться от античного пения и постигать собственные корни польской обрядовой культуры. Зал театра находился в сарае хозяйства Собашковых. Деревенский уклад дал идею поиска единого тела-памяти в народной традиции колядок и аллилуек о рождении и смерти. Венгайты не реконструировали ритуал, а подобно антропологу-филологу находили оставшиеся народные песни и собирали, сохраняли, восстанавливали. В 1990-е годы от труппы отделились муж и жена Никлаусы, которые совершили следующий шаг от театра ритуального к церковному обряду, к реконструкции литургической драмы. Первые выступления (1995–1996) прошли в маленьких варминьских (часть Польши и Калининградской области) костелах. Пространство в поисках Венгайты неотделимо от действа и несет основную структурообразующую функцию. Литургия вне костела невозможна, колядки дышат только в сельской избе, в зале Дома культуры они становятся музейными экспонатами. Театр Венгайты отказывается от самого понятия «актер». Литургические и полулитургические религиозные действа создаются силами музыкантов, певцов, танцоров. Все участники действа являются синкретическими исполнителями по своим функциям в структуре представления. Их пение сопровождается жестом, а он в свою очередь перерастает в словесную ткань молитвы. Наблюдающие литургию прихожане не могут быть только зрителями, они изначально вписаны в структуру ритуала и являются полноправными соучастниками действия. Для реконструкций различных средневековых жанров и форм исполнители Венгайте привлекают не только служителей церкви, но и простых жителей деревень, паству костелов. Венгайте поймать и увидеть тяжелее всего, нужно хорошо разбираться в католическом календаре праздников. Кроме того, актеры и музыканты часто путешествуют и совершают реконструкции в соседних с Польшей странах.