Вне границ
Польский антропологический театр
Полина Степанова
У последователей Ежи Гротовского, которые не очень-то сильно любят, чтобы их называли последователями этого большого театрального реформатора, есть множество имен. Их называют «музыкальным театром», потому что в основе партитуры почти всех спектаклей лежит принцип народного обрядового пения. Песни являются основой сценического действия и определяют ритм и эмоциональную насыщенность постановки. Иногда говорят о «театре ритуала». Это характеристика связана с острым желанием многих учеников Гротовского 1970-80-ых гг. обращаться к ритуальным структурам разных стран и эпох, чтобы найти истоки театральности как таковой. Но самым широким и прижившимся понятием стало определение «антропологический театр», в основе спектаклей которого лежит пафос постоянной работы-исследования актером и режиссером, а главное еще и зрителем своей человеческой природы во всех ее проявлениях, хотя философия телесности и тренинг являются неотъемлемой частью жизни каждого из этих коллективов.

Чьи спектакли нужно увидеть в современной Польше, чтобы сказать: «Я видел последователей Гротовского, знаю, что такое антропологический театр?!»

1. Центр театральных практик Гардженицы
2. Проекты Венгайте
3. Театр Хорея
4. Работы Петра Боровского
5. Концерты Песнь Козла
6. Вечера-встречи Катажины Казимерчук в Варшаве в районе Прага…

И если честно, еще многие другие коллективы и люди, которые используют идеи и открытия Гротовского, вернее сказать, которые вдохновлены до сих пор духом свободы 1970-ых гг., проживающие свои творческую и человеческую жизни по заветам студенческих революций в.п. ХХ века.

В первую очередь необходимо запастись терпением! Чтобы увидеть спектакль антропологического театра нужно отправиться в настоящее путешествие, но до этого необходимо (при всей доступности интернета и любой, казалось бы, информации) найти день и место, когда состоится событие. Антропологические показы случаются редко и, как правило, могут происходить не только в самой Польше, но и в соседних странах. По традиции, заложенной еще самим Гротовским, чтобы быть совершенно уверенным, что вам удастся увидеть акцию или проект этих коллективов, лучше всего стать его участником. Зритель в таком театре не подразумевается, только зритель-соучастник становится частью действа.
Центр театральных практик Гардженицы, фото Надежды Шибаевой
Среди участников паратеатральных опытов Ежи Гротовского 1970-ых гг. был Влодимеж Станевский, знаменитый режиссер современной Польши, организовавший в 1977 году Центр театральных практик в маленькой деревеньке Гардженицы. Добраться до комплекса новейших театральных площадок, расположившихся в отреставрированном особняке XIX века не очень-то просто. Такси или автобус будут везти Вас по автобану около часа, а потом нужно будет подниматься в гору к тоненьким тропинкам японского сада и другим красотам дома, в котором обосновался Станевский. Чтобы попасть на показы Центра в Гардженицах, Вам нужно выйти на официальный сайт театра, написать письмо, рассказать о себе, и только после этого вы получите приглашение. Программы-показы здесь проходят, как и во многих театрах вечерами. Потому скорее всего вам стоит попросить оставить номер в гостинице, которая есть на территории Центра. Перед началом показа хозяин места, Влодимеж Станевский, лично выходит ко всем гостям и знакомится с каждым, подробно рассказывает о театре. После представления актеры исполняют несколько песен и только за этим следует приглашение в один из залов Центра. Между показами в уже сгустившейся темноте на поляне гостям предлагают горячий чай и закуски, просят написать несколько слов в гостевой книге. Режиссер и актеры общаются со зрителями, задают вопросы гостям, рассказывают о проектах.

Центр театральных практик устраивает занятия, репетиции, тренинги, на основе фольклорных этнических исследований. Станевский уделяет внимание общности всех существующих и даже исчезнувших национальных культур. В арсенале театра спектакли по произведениям Ф. Рабле, «Дзядам» А. Мицкевича, работа со средневековым текстом и знаменитые античные спектакли, например, «Метаморфозы» (1997) по роману Апулея «Золотой осел», «Электра» (2004), «Ифигения в А…» (2007) Еврипида. Античное пение и танец реконструируются Станевским и его актерами с помощью археологических научных исследований.

Станевский пытается нащупать специфику разных культур, их взаимопроникновение и эхо этих культур в современности. Спектакли Станевского близки эстетике любого современного экспериментального спектакля. Станевский пытается создавать новую модель общения между актерами и зрителями с помощью реконструкций ритмических, вокальных и пластических партитур в актерской игре. Исполнители Центра театральных практик владеют уникальными данными синкретического актера, органично сочетающего в структуре роли пение, танец, слово, ритм, но степень воздействия на зрителя остается традиционно театральной. Залы современного Центра театральных практик разделены на пространство для актеров и пространство для зрителей, синкретическая природа актерского мастерства остается в рамках сценического пространства, не влияет на способ восприятия и соучастие зрителя. И еще, будьте готовы увидеть в спектаклях Центра театральных практик Гардженицы много довольно жестких политических высказываний, часто связанных с местом России в жизни Польши.

Многие современные польские режиссеры начинали творческий путь в Центре театральных практик в Гардженицах, исследовали театрально-ритуальные структуры, после многие ушли в сферу собственных поисков.
Сандомеж 2017
Бриксен, Италия, 2011. Фото из архива Джона Вольфгана Никлауса
Театр Хорея был основан Томашем Родовичем в 2004 году в Люблине. Он работал с материалом античного пения и танца, но почувствовал, что попытки реконструкции античного движения и звука в пространстве Гарджениц не дают нужного ему результата. Родович желал не просто погрузить исполнителя и зрителя в энергию античных ритмов, он оттолкнулся от звучания античного тела и решил создать современное культурное пространство, которое бы могло нести ту же функцию, что нес театр в Древней Греции. Родович ищет место общения людей с богами, людей с людьми, людей с самыми острыми проблемами общества. В 2007 году его театр перебирается в Лодзь, на старых заводах Шейблера возникает Фабрика искусств Хорея. Лодзь – большой по меркам польских территорий промышленный город. Хорея расположена практически в самом центре, добраться до нее не составит труда, а здание театра напоминает очень модные сейчас арт-пространства в старых заводских помещениях.

Хорея занимается исследовательской, театральной, социальной деятельностью. Но все эти аспекты объединены одной эстетической программой. Цель метода, разрабатываемого Хореей – изучение материи (завод Шейблера был ткацкой мануфактурой) движения, звука и слова. Родович пытается на разных уровнях театрально-исследовательской работы вернуться к синкретическому искусству, к существованию человека неразделенного на тело, разум и душу. На Фабрике проходят тренинги для актеров кино, семинары, театральный фестиваль, здесь репетируют и устраивают показы Большой Хор Молодежи и труппа Адама Быджицкого, которая занимается инклюзивными формами театра и проектами с участием слепых и слабовидящих людей. С 2011 года существует Ораториум Данс Проджект. Он возник именно из пространства Фабрики. Это идея открытия творческого потенциала и талантов в любом человеке, в людях, которые живут в самых неблагополучных, удаленных районах городов. Идея театра на периферии близкая ранним поискам французского театрального режиссера Арианы Мнушкиной. Родович мечтает сделать театр неотъемлемой частью жизни любого человека. Традиционные спектакли с разделением на пространства сцены и зрительного зала в философии и практике Театра Хореи всегда содержат в себе главную идею всего творчества Гротовского, попытку постижения смысла собственного существования. Родович со своими актерами создает спектакли – философские диспуты в пространстве заброшенной фабрики, которая является припоминанием жизни простых рабочих в бедном промышленном районе города. После представления режиссер устраивает встречи с публикой, задает зрителям тот вопрос, который является основой для разработки этюдов, ставших толчком для создания спектакля. Общение авторов действа и пришедших его увидеть становится такой же важной частью встречи с театром, как и само представление. В разговоре рождается момент соучастия. Модель театра, где социальное и эстетическое соединяется в момент самого представления, а затем при его обсуждении является для Хореи искомой формой новой современной коммуникации актера-участника и зрителя-соучастника. В Лодзи лучше всего оказаться в августе. В это время Хорея проводит театральный фестиваль, на который съезжаются коллективы из Европы, США и стран Востока. В 2019 году в рамках фестиваля была отдельная программа, связанная с перфомансами.

Максимально идея ритуального пространства как философской основы антропологической театральной практики реализовалась в работах театра Венгайты, образованного во второй половине 1980-х годов. Его основатели тоже начинали в Гардженицах, но ощущение польской деревни заставило оторваться от античного пения и постигать собственные корни польской обрядовой культуры. Зал театра находился в сарае хозяйства Собашковых. Деревенский уклад дал идею поиска единого тела-памяти в народной традиции колядок и аллилуек о рождении и смерти. Венгайты не реконструировали ритуал, а подобно антропологу-филологу находили оставшиеся народные песни и собирали, сохраняли, восстанавливали. В 1990-е годы от труппы отделились муж и жена Никлаусы, которые совершили следующий шаг от театра ритуального к церковному обряду, к реконструкции литургической драмы. Первые выступления (1995–1996) прошли в маленьких варминьских (часть Польши и Калининградской области) костелах. Пространство в поисках Венгайты неотделимо от действа и несет основную структурообразующую функцию. Литургия вне костела невозможна, колядки дышат только в сельской избе, в зале Дома культуры они становятся музейными экспонатами. Театр Венгайты отказывается от самого понятия «актер». Литургические и полулитургические религиозные действа создаются силами музыкантов, певцов, танцоров. Все участники действа являются синкретическими исполнителями по своим функциям в структуре представления. Их пение сопровождается жестом, а он в свою очередь перерастает в словесную ткань молитвы. Наблюдающие литургию прихожане не могут быть только зрителями, они изначально вписаны в структуру ритуала и являются полноправными соучастниками действия. Для реконструкций различных средневековых жанров и форм исполнители Венгайте привлекают не только служителей церкви, но и простых жителей деревень, паству костелов. Венгайте поймать и увидеть тяжелее всего, нужно хорошо разбираться в католическом календаре праздников. Кроме того, актеры и музыканты часто путешествуют и совершают реконструкции в соседних с Польшей странах.
Театр Хорея, фото Полины Степановой
Полина Степанова
Всё из раздела «Практика»