Гжегож Яжина ставил спектакли в театрах Познани, Вроцлава, Кракова, Вены, Берлина, Москвы, Амстердама, с 1998 года является художественным руководителем «ТР Варшава». Назначение он получил, когда ему было тридцать лет, а впереди ждала еще работа генерального директора театра с 2006 по 2012 гг. В театре Яжина продолжил курс, начатый в свое время П. Чепляком, который старался сделать из театра площадку для реализации современного, экспериментального искусства, приглашал молодых талантливых режиссеров. В их числе оказался и Яжина, в скором времени сменивший Чепляка на посту руководителя. Молодой режиссер звал для работы в театре коллег из разных стран и много ставил сам.
В театре можно увидеть «У нас все хорошо» (2009), постановка по одноименной пьесе современного польского автора Д. Масловской, спектакль, получивший награду им. К. Свинарского – премия, учрежденная в 1976 году журналом «Театр», которую вручают за лучшую режиссуру. Яжина дважды становился ее лауреатом, по несколько раз ее вручали таким мэтрам как К. Люпа, Г. Гжегожевский, А. Вайда, Э. Някрошус и П. Чепляк. Спектакль Яжины – это забавный и трогательный портрет разделенного польского общества, перегруженного тяжестью травматической истории, разрывающейся между национальной гордостью и чувством стыда. Псевдо-художники и медиа-знаменитости встречаются с разочарованной молодежью и рабочими, живущими на грани нищеты. Каждый пытается остаться на поверхности ядовитой смеси финансового благополучия, католического национализма и идеализированного трагического прошлого. Современное поколение польских театральных режиссеров предпочитает поднимать политические, экономические, социальные вопросы. Говоря о проблемах сегодняшнего дня, они стараются включить в произведения широкий исторический контекст, давая понять, что за неблагополучие жизни отвечают многие факторы, но чтобы что-то изменить, надо начать с себя.
Через 10 лет после спектакля «У нас все хорошо» Яжина поставил «Другие люди» (2019) – попытка изобразить Польшу через три десятилетия после смены политического строя страны, историю об обществе, которое продолжает разрываться от предрассудков и ненависти изнутри, где национальная идентичность строится на враждебности по отношению к другим: украинцам, вьетнамцам или геям. Гидом по современной Варшаве выступил 30-летний Камиль — парень из района Варшавы Грохов, лежащий на правом берегу Вислы, вдали от центра, сегодня славящийся веселым нравом своих обитателей, а в 1990-е гг. бандитскими разборками. Герой зарабатывает деньги на продаже наркотиков и мечтает о карьере исполнителя хип-хопа. Вместе с ним зрители отправляются в путешествие вглубь города, где встречаются с различными социальными классами, от знаменитостей до парковочных мойщиков, от арендаторов квартир в центре города до жителей периферийных многоквартирных домов. Это история людей, одержимых видением виртуального счастья, рассказанная на мусорном языке рекламы, онлайн-записей и сообщений в СМИ, блокирующих подлинное общение.
В спектакле Яжины, ставшим знаковым театральным событием десятилетия, «4.48. Психоз» (2002), поставленному по последней пьесе английского драматурга Сары Кейн, медицинские диагнозы соседствуют с признаниями в любви, советы психолога сталкиваются с библейскими пересказами и видениями Бога. Это не запись смерти, а героическая борьба за жизнь, которую героиня ведет перед лицом безразличного мира, давящего своей тяжестью. Яжина показывает ужас человека, который понимает, что сходит с ума от раздирающих его изнутри кошмаров. Когда в конце часового спектакля героиня в исполнении Магдалены Целецкой разбегается и врезается со всей силы в белую стену несколько раз, оставляя кровавые следы, возникает ощущение раздавленного тела. Жизнь победила человека — она его уничтожила. Тема невозможности найти себя, общий язык с другими важная для творчества Яжины и постановок других режиссеров в его театре.
Из спектаклей приглашенных режиссеров в ТР Варшава можно увидеть «Ragazzo dell' Europa» (2007) (отсылка к песне известной итальянской певицы Джанны Наннини о парнишке из Европы, свободном, живущем без ощущения дома и точного понимания, куда идти по жизни), «Джексон Поллеш» (2011) и «Калифорния» (2017) Рене Поллеша, творческая деятельность которого долгие годы связана с берлинским театром Фольксбюне. Двадцать пять лет этим театром руководил Кастроф, а в 2021 году в должность директора должен вступить Поллеш. Режиссер не любит обращаться классике, старается сам создавать текст для своих спектаклей во время репетиций. Он сопоставляет мотивы бульварных пьес и сериалов с современными социальными и политическими теориями. В своих произведениях он критикует межличностные отношения, основанные на моделях потребления и поп-культуры. Его оригинальный театральный язык основан на пародии и самоисследовании. Актеры в его спектаклях не играют роли, они остаются самими собой – исполнителями, задача которых – передать текст. Они импровизируют, демонстрируя свое отношение к искусству и возникающим в нем проблемам.
Режиссер из США Яна Росс, родившаяся в Литве, поставила в ТР Варшава часовой моноспектакль «Концерт по заявкам» (2015) на основе текста немецкого драматурга Франца Ксавьера Крёца. Зритель может наблюдать за жизнью героини, в исполнении Дануты Стенки в реальном времени. Сцена оборудована как квартира-студия без стен, типичное жилье одинокой современной женщины за сорок не только в Польше. Мебель из Икеи расставлена по краям, все на месте, в одном углу аккуратно подключена стиральная машина, в другом можно увидеть унитаз со всеми подведенными сантехническими приспособлениями. Актриса моет посуду в раковине, готовит чай, много курит, работает за ноутбуком. В спектакле нет ни одного слова, минимум движений, но именно через них Стенке удается передать депрессию, невроз, напряженную скуку, ежедневную повторяемость множества пустых действий. Публика становится свидетелем этой бесшумной трагедии одиночества жизни и ухода из нее.
В числе лучших постановок в сезоне 2018–2019 в Польше многие критики назвали спектакль ТР Варшава «Части женщины» венгерского режиссера Корнеля Мундруцо. Несмотря на то, что он считает себя в первую очередь кинорежиссером, Мундруцо также является руководителем будапештского театра Протон. Режиссер ценит театр как честное искусство, где есть возможность создать что-то перед живым зрителем. Мундруцо вынужденно ведет цыганский образ жизни, переезжая из страны в страну и делая там постановки, так как в Венгрии у его театра нет здания, на постоянной основе с ним работают два человека, а выпускать премьеру удается раз в три года. Сложности работы с иностранной труппой и публикой режиссер старается преодолеть при помощи обращения к вопросам, которые волнуют людей в разных уголках мира. Театр для Мундруцо — это то место, где есть возможность проговаривать проблемы, о которых не принято говорить дома. Искусство должно наводить на вопросы, избавляющие от чувства страха: инцест, изнасилование, эвтаназия. Его спектакль в ТР Варшава «Летучая мышь» (2012) был о смерти. Это оперетта, гротеск, в котором произошло смешение трагедии с комиксом. «Части женщины» рассказывает о рождении и о проблемах женщины. Через показ жизни простой польской семьи режиссер ставит вопросы о материнстве, о том, кому принадлежит тело женщины, вправе ли она распоряжаться им, как женщина переживает личные трагедии утраты и старается наладить свою жизнь и общение с родными.
Спектакль делится на две части. В первой пристальное внимание к деталям, которое становится возможным при использовании видео: сосредоточенное лицо героини, дергающиеся мышцы лица, хаотичное скольжение камеры, напоминающее движение глазных яблок наблюдающего — передает напряженную внутреннюю жизнь героини. За разговорами с шутками с мужем нет возможности скрыть переживание. Во второй части показан момент семейной встречи — жанровая сцена, иногда напоминающая ситком. Из обрывков фраз, брошенных членами семьи, зрители, как и главная героиня Майя (Юстина Василевска), которая старается заглушить внутреннюю боль и делать вид, будто в ее жизни не происходила трагедия, будто ребенок не погиб, понимают, что героиня не оправдывает ожидания семьи, а значит в широком смысле – общества, требующего от женщины непрекращающегося показа страданий и мучений от произошедшего.