Но тут есть такой момент. Сейчас много разговоров о том, что нужно менять систему, потому что молодые люди прислуживают мастеру, они страдают и проч. Но понимаете, когда я преподавала этим молодым людям историю театра, чаще всего возникало ощущение, что их в общем-то всё устраивает. У них нет никаких критических вопросов к себе или к реальности, часто даже к мастеру. Может, иногда возникают этические разногласия с ним, но в целом – всё нормально. Они на экзамене искренне рассказывают про анти-буржуазность Шекспира и всегда спрашиваешь: а вы серьезно? Вы, люди ХХI века, серьезно думаете, что Шекспир боролся с буржуазией и только в этом его заслуга? И точно так же с практикой: есть такие студенческие спектакли, ну которые просто нельзя делать в ХХI веке, если у тебя хотя бы есть интернет. Мне кажется, всегда есть момент личного выбора. Я хуже знаю ситуацию на драмфаке, но вижу ситуацию, например с факультетом театра кукол. Они же вписываются в этот ужас и говорят: «это мы традиции продолжаем».
Ну, потому что надо себя в чем-то убеждать. Когда ты молодой человек и приходишь учиться в вуз, тебе надо принимать какие-то правила – конечно, ты пытаешься их оправдать. В Театральной академии (РГИСИ. – прим. ТК) я поучился на трех разных режиссерских курсах, видел разные ситуации. Когда пришел в первый раз, я долго готовился к режиссуре, набирался опыта… Но увидел совершенно не ту картину, что ожидал. Тогда я подумал: ладно, поиграю по этим правилам, наверняка они работают. Потом понял, что нет. Студенты идут с такими ожиданиями, с таким большим кредитом доверия к учебному заведению, что, конечно, пытаются себя обманывать. Даже если это не обман… Тогда вопрос к тем, кто набирает курс, многое зависит от их критериев отбора. И конечно, многое зависит от мастера курса.
На втором году обучения у А.Д. Андреева я начал делать свой спектакль и понял, что за постановочный период научился гораздо большему, что это несопоставимый опыт. А тот опыт, который я получаю в Академии, он вообще про другое. Тоже здорово и когда-то пригодится, но про другое. Даже когда я это понял, у меня не хватало сил и веры в себя, чтобы взять и уйти. Мне зачем-то нужно было поучиться еще на двух курсах. На том курсе Андреева многие хотели уйти, мало кто доходил до конца с ощущением, что всё правильно, не только ради корки. Очень много людей «терпит».