Интервью
Илья Эпельбаум.
Театр воображения
Илья Эпельбаум – режиссер, художник, художественный руководитель московского театра ТЕНЬ, который был создан им вместе с супругой – актрисой Майей Краснопольской, в 1988 году. Театр ТЕНЬ – первый частный театр в постсоветской России, на сегодняшний день имеет государственный статус и собственное помещение. Многократный лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», многократный участник и лауреат крупнейших международных театральных фестивалей как в России, так и за рубежом, широко известный во всем мире своими неординарными экспериментами с театральной формой.

Характерная особенность театра — любовь к мистификациям. В театре ТЕНЬ можно побывать на гастролях Большого Лиликанского Королевского Академического Народного театра драмы, оперы и балета, перекусить в «КукКафе У. Шекспира», при необходимости вызвать «Скорую Театральную Помощь»… Неординарность и экспериментальный характер проектов театра ТЕНЬ постоянно привлекают к себе внимание. В разное время с театром сотрудничали Анатолий Васильев, Тонино Гуэрра, Николай Цискаридзе и многие другие. В настоящее время работает над проектом «Театр воображения».
Фотография из архива Ильи Эпельбаума
Театрология: Какова роль театра в современной жизни и есть ли ему замена в XXI веке?
Илья Эпельбаум: В современной жизни, впрочем, как и в прошлые периоды, роль театра совсем не велика – если посмотреть на всё общество «сторонним» взглядом. Говорят, что в театр постоянно ходят не более 2% населения Москвы. Но это похоже на правду, а Москва – театральный город. Все остальные без театра не умирают. В культурной жизни театр имеет большее значение, но тоже без него можно обойтись. Как, впрочем, и без любой другой культурной составляющей.

На наше счастье культура – гибкое понятие и в жизни отдельно взятого человека может «проявляться» разными сторонами. А вот роль культуры и искусства, я считаю, в современной жизни очень велика и с развитием цивилизации и цивилизованности только возрастает. Хотя абсолютно не могу предугадать как будет развиваться искусство в XXI веке и дальше и не верю, что кто-то может.

Думаю, если перенестись мысленно на 150 лет назад, трудно будет представить искусствоведа того времени, способного предсказать то, что случится в искусстве, в том числе в театре, через 100–150 лет.
Все актеры вписываются в те или иные амплуа. Есть ли амплуа у режиссеров?
Категорирование – довольно сомнительное занятие. Моя любимая шутка на эту тему: все люди делятся на 2 категории: на тех, кто считает, что все люди делятся на 2 категории и на тех, кто так не считает. Феллини, кстати, делил режиссёров на белых и рыжих клоунов. Это самое умное и точное определение амплуа режиссёров, которое мне встречалось. Конечно, это не научное определение, но очень жизненное.

Что (кто) придет на смену режиссеру?
Не знаю. Мне представляется, что режиссёр в театре был всегда, просто он не всегда так назывался и не всегда был выделен в отдельную профессию. Фактически режиссёр – это свод правил, по которым строится произведение. Профессия современного режиссёра появилась тогда, когда одному человеку стало разрешено самому придумывать правила. Соответственно, стало труднее оценивать результат, так как известно – в голову другого человека не влезешь, а все слова врут и объяснить что-то о театре нетеатральным языком (словами, например) практически невозможно.

Отсюда споры о современном искусстве, о конкретных произведениях и спектаклях – шедевр это или отстой. Поэтому, я думаю, что пока есть театр будет и режиссёр. Строго говоря, в любом виде искусства есть режиссёр – когда, к примеру, художник пишет картину, он (по аналогии с театральными профессиями) сам себе и режиссёр (придумывает тему, намечает общую композицию, оценивает промежуточный результат, вдохновляет исполнителя) и актёр (исполнитель-живописец).

Кстати, у меня были интересные опыты разделения «актёра» и «режиссёра» в других видах искусства. Я работал как режиссёр с группой наивных художников. Некоторые люди вообще не умели рисовать и никогда не брали в руки кисть. Тем не менее «по моим рекомендациям» они смогли «нанести на холст» очень разные картины. Сам бы я без них не смог этого сделать, т.к. «актёрская» индивидуальность важна в любом искусстве.

А однажды мне удалось поработать «режиссёром» написания музыки к балету «Смерть Полифема» вместе с «исполнителями» – группой профессиональных композиторов. Спасибо за эту идею и организацию процесса Петру Поспелову – было необыкновенно интересно.
Фотография из архива Ильи Эпельбаума
Критерии актерского искусства. Что требуется от актера, кроме того, чтобы он не мешал режиссеру? (в данном случае – и от куклы)
От актёра:
1) понимание задач данной конкретной режиссуры и принятие (важно!)
2) умение не тянуть одеяло на себя, понимать задачу в комплексе
3) дисциплина
4) талант
5) фактура

От куклы всё несколько проще, только пункты 4 и 5. Поэтому Гордон Крэг так любил кукол.
Конкретизирует ли режиссер зрителя, на которого ставит спектакль?
Бывает. Если да, то он режиссёр-ремесленник, обслуживает заказ. Если нет, то он режиссёр-творец (или режиссёр-идиот, но этот аспект рассматривать не будем). Один и тот же человек может быть и ремесленником, и творцом в разных обстоятельствах. Одновременно обе ипостаси проявляются чрезвычайно редко. Так как я давно и много работаю в области театра для детей, могу сказать, что нет глупее и вреднее идеи делать спектакли именно для детей. Искренне спектакль для детей может сделать только ребёнок – а это невозможно технически. Но это долгая и сложная тема, не для этого интервью.
Каковы с точки зрения режиссера задачи критики?
1) помогать режиссёру в его поисках собственного языка и следованию собственным законам. Со стороны иногда виднее.
2) помогать зрителям ориентироваться в сложном мире современного театра, готовить к восприятию того или иного спектакля.
3) себя показать. Критик тоже человек и тоже творец. Я бы ввёл в критике жанр «Спектакль, которого не было» – критик придумывает спектакль, а потом рецензирует его как состоявшийся.

Честно сказать, большинство рецензий и сейчас невольно к этому жанру близко примыкают. Это не ирония и не издёвка – это констатация факта и, мне кажется, честное признание этого факта и отказ от «объективности» вывели бы театральную критику в категорию искусства. Безусловно, читать рецензии некоторых критиков гораздо интереснее, чем смотреть сам спектакль. По крайней мере короче. А краткость – сестра таланта.
Фотография из архива Ильи Эпельбаума
Какую задачу в современном спектакле выполняет пьеса?
Пьеса – одна из составляющих синтетического вида искусства под названием театр. В современном театре, ищущем новые связи, формы, смыслы, пьеса уже не является обязательной для спектакля, то есть роль пьесы уменьшилась. Также очевидно, что пьеса уже давно не является базой для создания спектакля – последние десятилетия активно используется приём написания пьесы по ходу репетиций или пьеса отсутствует вовсе. А вот роль драматургии (не путать с пьесой) даже увеличилась, если понимать драматургию как упорядочение событий во времени. Жизнь стала более насыщенной, время более спрессованным, человек с трудом воспринимает вялотекущую информацию. Динамика, неожиданные переломы в событиях – этому театр во многом научился у кино.

Какую пьесу вы бы заказали Антон Палычу Чехову?
Какой вопрос – такой ответ. Я бы сказал: «Слушай, Палыч, я тут прикинул экспликацию нового спектакля. Мне нужен вот тут диалог двух молодых женщин на тему неудовлетворённости жизнью. На пол странички машинописного текста. А здесь – сцена с отставным военным, сельским врачом, мелкопоместным разорившимся дворянином и его женой. Летним вечером. На веранде. Звёзды уже зажигаются. И они мечтают. У каждого свои мечты, но понятно, что они никогда не сбудутся. На страничку. Ну, или можешь других персонажей придумать – всё равно. И не обязательно про это, главное – чтоб тоска... Не больше, чем на страничку... Так, потом тут пантомима под музыку... а здесь мне в стихах нужно, в белых, притчу... но это я, пожалуй, Горькому закажу, это не твоё...»
Что необходимо для достижения катарсиса?
Тому катарсиса достичь несложно, кто сам катарсититься рад.
Ваша иерархия составляющих спектакля (в порядке личного рейтинга): актер, режиссер, художник/сценография, драматург/текст, музыка, зритель (другое)
Другое – режиссёр – художник – музыка – исполнитель – текст – зритель. Под другим я подразумеваю Бога (для простоты использую слово из трех букв, которое обозначает понятие ещё более сложное чем современное искусство.
Фотография из архива Ильи Эпельбаума
Всё из раздела «Практика»