«Всё через страх» – записал для себя Смоктуновский в 1951 году, готовясь к роли Хлестакова. Анализируя его записи на полях пьесы, Елена Горфункель, автор содержательной книги о Смоктуновском, обращает внимание на то, что «…помета "
страх" неоднократно встречается на полях». Вместе с тем Хлестаков, каким его мыслил артист, силится вести себя так, «будто "
ничего особенного" не происходит, всё "
просто" после очевидных шагов городничего к умиротворению этого мнимого начальника. Хлестаков – помечает актёр – проявляет "
радушие"; <…> Но живо реагирует на слова "
тюрьма и суд". Внутренний страх сохраняется». Далее автор книги приводит слова Смоктуновского о дурной провинциальной традиции исполнения этой роли: «…эксцентризм в рисунке, и только! Всё остальное – за запретной чертой!» [
Елена Горфункель. Гений Смоктуновского
. М., 2015. С. 410‒411] .
В Сталинграде он сыграл Хлестакова только один раз. Случайно. Это был срочный ввод вместо заболевшего премьера труппы. Доверить такую ответственную роль такому безответственному артисту Шишигин не рискнул бы, но пришлось. Смоктуновский был единственным в труппе, кто знал весь текст этой роли (играл её раньше, в Махачкале). Вынужденный эксперимент прошёл с большим успехом. Выразительность «внутреннего страха» труппа оценила по достоинству, Все понимали, что Смоктуновский поднял спектакль на новую высоту, все поздравляли его, и Шишигин тоже: руку жал. Казалось, режиссёр наконец-то смягчится к нему. По крайней мере, Хлестакова за ним оставит, даст играть в очередь. Но ничего не изменилось. И логика в этом была. Железная. Рано или поздно строптивый должен был сломаться. Сила солому ломит. А как иначе?
И Шишигин продолжал его терпеть.
Чаша терпения не переполнилась даже тогда, когда Кеж, заподозрив Римму Быкову в измене (может быть, зря; ревнив был, как мавр), выследил её, нагрянул в ресторан, где она сидела с молодым человеком, тоже актёром, и, учинив пьяный дебош, подрался с ним. Вышел скандал на весь город! Замять его было нельзя, надо было соблюсти обычные в таких делах формальности: пропесочить на общем собрании и отчитаться перед горкомом-обкомом. Поначалу так всё и было: формально. На собрании все говорили примерно одно и то же. Советские актёры понимают: они должны быть образцом для подражания. Но недаром говорят в народе: паршивая овца всё стадо портит. Не дадим запятнать честь творческого коллектива, честь города-героя!..
Несмотря на устрашающие слова, увольнение дебоширу не грозило. Строгий выговор, не более того. Требовалось только повиниться, покаяться. Но, по свидетельству актрисы Людмилы Кузнецовой (она была подругой семьи, скорее именно Риммы, особенно после того, как семья распалась), «Кеша не стал виниться и каяться. Наоборот — заявил, что из театра уходит: «Я покину труппу. И если через пять лет вы обо мне не услышите, знайте — я ушёл из профессии!». Многие потом утверждали, что он сказал иначе: «вы обо мне ещё услышите!». Возможно, были и такие заявления, он это мог» [Цит. по:
ссылка].
Он решил податься в Москву. Надеялся на туманные обещания Гиацинтовой (в 1951—1957-м Софья Гиацинтова руководила
Театром Ленинского комсомола). Шишигин к этому отнёсся однозначно: предательство общего дела, бегство с поля боя. Отношение большинства актёров тоже было неодобрительным. Но не потому, что предал (они бы и сами предали, будь такая возможность реальной), а потому, что сглупил, психанул. Иные жалели его, отговаривали дружески: Гиацинтова шанса не даст, и никто в Москве рад тебе не будет, там никто никому не рад. За примером далеко ходить не надо; живой пример перед тобой: Фирс Ефимович. Ему до сих пор вспоминать противно богом забытый Таганский тупик. Ну, а если всё-таки не передумаешь уходить, уйди по-человечески: доиграй сезон до конца, не срывай репертуар, дай без спешки тебя заменить. И ещё – уж будь так любезен – воздержись поносить театр, где тебя пригрели, где твои товарищи остаются и куда, быть может, тебе ещё вернуться предстоит. Не плюй в колодец, Кеж!
В Москве Смоктуновскому шанса и впрямь не дали. В
Театр Ленинского комсомола взяли со скрипом, во вспомсостав. В остальных, более-менее пристойных театрах ‒ от ворот поворот. В
Театре-студии киноактёра, куда всё же удалось проникнуть, и спектакли были ничтожными, и порядки дикими. Хуже сталинградских!
В Сталинграде было хоть какое-то жильё, была пусть маленькая, но зарплата, и публика уже заметила его. А в Москве (до встречи с Соломкой, спутницей жизни, опорой всегда и во всём) жил впроголодь, ночевал то на вокзальных скамьях, то на подоконниках в подъездах многоквартирных домов, откуда его прогоняли возмущённые жители. Но те слова на собрании, пусть и в запале сказанные, были ведь не пустыми. Это был выбор: пан или пропал! всё или ничего! Жизненно важный выбор, продиктованный теми возможностями, которые он в себе чувствовал. Он один их чувствовал. Один!
И только себе доверял.
А «моей Новоселицкой»? А другим доброжелателям? Были ведь и другие.
Нет. Конечно же, нет. Другие – это другие.
Елена Горфункель, прослеживая внутреннюю логику его жизненного поведения, приводит, в частности, мнение Татьяны Дорониной, в какой-то мере объясняющее то отчаянное, безоглядное упорство, с которым Смоктуновский, ни с кем и ни с чем не считаясь, сопротивлялся судьбе. Судьбе не такой уж злосчастной! ‒ как мог бы ему сказать и Шишигин, и всякий другой человек, кого научила жизнь ценить синицу в руках.
В 1957-м Доронину по окончании Школы-студии МХАТ «пригласили в
Сталинградский театр, где Смоктуновского уже не было, но закулисные рассказы о нём впечатляли». Актриса «пришла к выводу, и не без оснований, что если бы он там остался, то "играл бы умно, тонко и талантливо среди нетонких, и неумных, и неталантливых, и считался бы плохим актёром, и спился бы, если бы смог, и удавился бы от ярости, бессилия и боли"» [Елена Горфункель. Гений Смоктуновского. М., 2015. С. 41.] .
Но вот обстоятельства благоприятные. В том же 1957-м Смоктуновскому наконец-то выпало счастье. Роль князя Мышкина в ленинградском – товстоноговском ‒
БДТ, изменившая всю его жизнь. И что же? Не прошло и трёх лет после триумфального успеха, как он – ненадёжный, неблагодарный! - дал дёру и от Товстоногова. (Легко представить себе, как ухмыльнулся Шишигин, узнав эту новость; опять Смоктуновский всех предал: и творческий коллектив, и город-герой!) Теперь-то чего не хватило ему? В
БДТ, лучшем театре страны, он ведь был среди умных, и тонких, и талантливых. Ему предстояла роль Чацкого в «Горе от ума»!.. Да, но и там требовалось подчинять себя общему делу и режиссеру-диктатору: жертвовать самостоянием. Этого он не хотел, не мог. Ведомый тем внутренним чувством, что наиважнейший долг человека – долг перед собой, он в любом общем деле оставался белой вороной или, иначе сказать, беззаконной кометой. (Одно определение другому не противоречит, несмотря на различие их коннотаций).