Театр вне театра
Теория малых дел
Татьяна Кузовчикова
Фестиваль «Экотопия: Экология/Действие», Новая сцена Александринского театра, 26 – 28 ноября 2021
Быть сознательным гражданином в Санкт-Петербурге по-прежнему нелегко: на пути к раздельному сбору мусора и разумному потреблению лежит масса препятствий. Но эко-повестка постепенно входит в нашу повседневную жизнь: во дворах стали появляться контейнеры для разного вида мусора. По городу установлены пункты приема старой одежды. В магазинах встречаются боксы для крышечек, лампочек и батареек. В детских садах и школах чаще говорят с детьми об экологии, выходят красивые детские книги, проходят культурные и общественные акции.

Вряд ли можно исправить ситуацию одной глобальной реформой – эффект от внедрения новых технологий должен быть подготовлен. Беспокойство о состоянии окружающей среды, эко-привычки не придут сами по себе завтра и даже послезавтра. Есть ли в обществе запрос на экологию? В театральном – нет, как утверждают эксперты.

Но что-то такое есть.
Спектакль «Eco To Go»
Режиссер - Мария Сапижак
Фото Никиты Ильяшенко
Всероссийский фестиваль зеленого театра «Экотопия: Экология/Действие», организованный по инициативе фонда «Культурная политика» прошел с 26 по 28 ноября на Новой сцене Александринского театра. Четыре спектакля основной программы, лаборатория, лекции, дискуссии, мастер-классы, перформансы – насыщенный график для явления, которое еще только набирает обороты.

Разговор о театральном фестивале, посвященном экологии, неизбежно расходится в две стороны: проблемы экологии и проблемы театра. Можно ли говорить об экологии средствами театра? – почему нет, можно и нужно. Другой вопрос – как говорить, какую выбрать форму? Как соблюдать баланс между театральным и социальным? Если мы говорим о спектакле, то неизбежно затрагиваем критерии художественного произведения: замысел, композиция, работа с текстом, существование актера и проч. Как воспринимать и оценивать «экологический» театр?
Прикладной театр

В английском языке есть термин applied theatre – «прикладной театр», высшая цель которого – благоприятные улучшения в обществе (Джеймс Томпсон). Под это определение подходят все четыре спектакля основной программы. Все они – в равной степени социальны и художественны, всех объединяет поиск новых выразительных средств для реализации конкретной задачи, при сделаны они в абсолютно разной эстетике.

Спектакль открытия «Eco To Go» – «документальный спектакль-конструктор о том, как трудно быть экологичным» (режиссер Мария Сапижак) можно рассматривать как манифест зеленого театра. Это социальный, документальный театр, но не совсем в привычном для нас понимании этих определений. Природа его социальности ближе к Брехту: в том смысле, что по форме – это в первую очередь театр, а уже потом социальное высказывание.

Сразу обращает на себя внимание работа художника (Елена Соколова) – актеры-перформеры как бы в повседневной одежде, но их общая цветовая гамма продумана и создает яркое стилевое единство натуральных тканей и натуральных оттенков. Это красиво и театрально – что редкость в документальном театре. Минимум бутафории – высокие стулья, куб-кафедра в центре сцены, на ней игрушечные продуктовые тележки. Пустое пространство, в которое легко и естественно вписывается зритель из зала, когда его приглашают выйти на сцену.

То же самое касается драматургии (Алина Шклярская): актеры как бы просто произносят документальные тексты – истории людей, которые сталкиваются с разного рода проблемами на пути к экологичности и осознанному потреблению. Но эти тексты структурированы и смонтированы, истории разбиты тематически: тема каждого эпизода титрами высвечивается на экране: «Выживут только пакетики», «Выгорание», «Так победим» и проч. Композиция движется от завязки к кульминации и затем к развязке.

Наконец, режиссер использует чисто брехтовский прием: сначала актер говорит как бы от себя чужую историю и какое-то время существует в этом образе (что в документальном театре часто выглядит не очень искренне), но потом неожиданно выходит из роли – и становится собой (или кем-то третьим). Эта дистанция между персонажем и образом только усиливает эффект – ты понимаешь, что за документальными историями есть личная позиция конкретного исполнителя, которому тоже есть что сказать. (Даже если нечего сказать – это тоже позиция). Есть место интерактиву, но зрителю не навязывают какое-то игровое действие, ему предлагают быть собой и вместе с перформерами ответить на список вопросов, переходя из одной стороны сцены в другую. Или прочесть (по желанию) чужую историю, или поделиться своей, сделать шаг вперед – или не сделать. Благодаря такой наглядной статистике, зритель ощущает сопричастность к происходящему.

«Eco To Go» – это театр без катарсиса, но с замещающим его терапевтическим эффектом, соединяющий современные тенденции театра и понимание природы театральности. Используя средства театра, зрителя вовлекают в действие и погружают в контекст, проводя через разные стадии осознания проблемы – от восторга до отчаяния, и наконец, осознания и принятия своего выбора.

Впечатляет минимализм отобранных средств: этот «спектакль-конструктор», где каждый член команды отвечает за свою часть конструкции, можно было бы считать манифестом осознанного потребления и в художественном смысле.
Танцевальный перформанс "Черное небо"
Режиссер - Алексей Нарутто
Фото Никиты Ильяшенко
Так же минималистичен танцевальный перформанс Алексея Нарутто «Черное небо», который поднимает проблемы последствий экологических катастроф. Зритель видит документальные кадры на экране, слышит высказывания реальных людей в записи. Спиной к зрителю сидит исполнитель, его обнаженная спина сливается с графикой экрана. Долгое время мы видим только спину, потом ритм нарастает, гаснет экран, в пустом пространстве возникает отчаянный сольный танец Алексея Нарутто. Пластика сначала просто дополняет документальный план, чтобы потом стать самостоятельным эмоциональным комментарием, мощным художественным образом, усиливающим осознание проблемы.
Кукольный спектакль «Тяутиль и Мяутиль»
Режиссер - Анастасия Лепинская
Фото Никиты Ильяшенко
Без слов сделан детский кукольный спектакль «Тяутиль и Мяутиль» (режиссер Анастасия Лепинская). Главные герои «Синей птицы» Метерлинка трансформировались в бездомных щенка и котёнка. Кругом груды мусора, из которого буквально оживают герои: Тяутиль из картона, а Мяутиль из бумаги, кукла из новогоднего дождика ярко-красного цвета – Огонь, Сахар с синтепоновой головой-облаком и пластиковой трубкой вместо шеи, бросает конфетки-фантики в зрительный зал… Сама Синяя птица сделана из синих мусорных пакетов, от сцены к сцене она увеличивается в объеме. Всё узнаваемо и всё оживает прямо на глазах: пустые стеклянные бутылки, стаканчики, пластик, фантики, картон… Используется всё, что можно сдать как вторсырьё, а в финале актеры вместе с маленькими зрителями собирают весь мусор, сортируя его по пакетам. Кажущаяся простота формы в финале имеет разрешение: разрушается грань между сценой и залом, игра переходит в практическое действие, закрепляя «месседж» спектакля.
Во всех названных спектаклях идет поиск баланса между практическими задачами и собственно театральными, ищутся новые формы для адекватного разговора о реальных социальных проблемах, о которых, с одной стороны, нельзя сказать прямо в лоб, с другой –вряд ли стоит стремиться к многосложности. Цель такого театра – не вызвать сочувствие к какому-то герою или частному случаю, но скорее, через поиск новых художественных средств дать зрителю осознать масштаб проблемы, ощутить общность и одновременно личную ответственность за происходящее (всё-таки театр – самое действенное из искусств!).
Спектакль «Пакетик, который хотел быть нужным»
Режиссер - Петр Чижов
Фото Никиты Ильяшенко
Еще один спектакль основной программы – «Пакетик, который хотел быть нужным» (драматург Гуля Насырова, режиссер Петр Чижов). Пьеса для театра кукол, в которой Пакетик стремится попасть в переработку, старое радио слушает Джаз, Скворец-активист ведет блог в твиттере. Она вся состоит из парадоксальных игровых ситуаций и ярких типажей, неживые предметы ведут философские диалоги с живыми существами. Тот редкий случай, когда в основе спектакля про экологию – пьеса про экологию, не документальная, а максимально условная и игровая.

Режиссер поставил ее в формате читки с «особенными» актерами проекта «Квартира», точно угадав легкость их попадания в этот «особый» взгляд на природу, простоту ее оживления, без попытки психологического оправдания персонажей. Действие обрамлено музыкой – ремарки подаются в стиле оперной оратории, играет арфа. В целом этот спектакль можно было бы считать образцом наивного стиля в театре. Если бы не одно «но».

Наблюдая за актерами «Квартиры» от спектакля к спектаклю, можно было видеть, как они раскрывались, преображались на сцене, как органично их существование в предлагаемых обстоятельствах, кажущихся странным для погруженного в себя современного человека.

Но в определенный момент возникает этический вопрос: где грань между помощью – социальной адаптацией людей с особенностями развития и дальнейшей эксплуатации их «особенности»? Дело не в спектакле, но в двух незапланированных режиссером эпизодах: в самом начале один из актеров не хотел читать роль, потому что ему не дали возможность произнести вступительное слово. Только после того, как он его произнес, спектакль продолжился. Второй момент – другой актер, читающий текст своего персонажа, заведомо настраивал публику на реакцию, добавляя комментарии от себя. В ком-то из зрителей это вызвало смех одобрения, а в ком-то неловкость.

Проблема в том, насколько применим здесь термин «одобрение»? Допускается ли подобная вариативность как условие игры конкретно в этой структуре? Какая реакция требуется от зрителя – сочувствие или наблюдение? Наконец, насколько не опасна эта возникшая потребность произвести эффект и что будет с «особенными актерами», если зрители или сами практики устанут от инклюзивного театра? Не хотелось бы, чтобы это перешло за ту грань, которую допускает в своих спектаклях Пиппо Дельбоно, эксплуатируя специфические качества своих актеров и превращая их в персонажей фрик-шоу.
Эскиз «Золото»
Режиссер - Ольга Пыжова
Фото Никиты Ильяшенко
Прикладной театр

Спектакли основной программы чередовались с эскизами, сделанными в рамках лаборатории специально к фестивалю. Их соотношение было неравнозначным, что в первую очередь связано с самим форматом лаборатории. В отличие от экологии, лаборатории давно и прочно утвердились в практике отечественного театра. Лаборатории даже стали восприниматься как возможность высказывания, которое можно вписать в любую тему. Не всегда понятно, на что направлены усилия авторов, если дальнейшая жизнь эскиза под вопросом. Как результат –эклектичность работ, ощущение случайности темы.

В большинстве эскизов никак не был обозначен вопрос сочетания формы и заявленной проблематики. Тема экологии, к примеру, загонялась в рамки условно «психологического театра»: в эскизе Ольги Пыжовой «Золото» речь идет о серьезной экологической катастрофе в Сибае (Башкортостан), а в центре внимания – семейная драма, полная бытовых нюансов, мелодраматических поворотов, ярких характеров. Условность видеоряда (документальная съемка города) и относительно пустое пространство сцены странно сочетались с настоящими зимними куртками актеров, бытовизм и мелодраматизм уводил от собственно экологической проблемы. Была ли это проблема? Да, в качестве фона. Но фоном этой истории могла быть и любая другая актуальная повестка: социальное неравенство, низкий уровень жизни регионов, вера в жизнестойкость человека…
Эскиз "Вы точно не мусор?"
Режиссер - Дмитрий Лимбос
Фото Никиты Ильяшенко
Абсолютно эклектичен был эскиз «Вы точно не мусор?» (режиссер Дмитрий Лимбос). Смесь стендапа, пластических этюдов, разговора по душам. Автор подошел к теме с другой стороны: под мусором подразумеваются люди, точнее – актеры. На сцене вольные импровизации на тему. Мужчина-ведущий, который говорит без умолку, как бы импровизируя. Чувственные дамы в длинных платьях – существуют в пластическом плане. Много историй из жизни от девушки-актрисы, которую мы видим на экране онлайн. В финале рассказ про вертеп – это хобби одной из участниц. Какую цель преследовали авторы? – рассказать о своем опыте. Принципиальна ли здесь тема экологии? Совсем нет.
Многозначительно и даже слишком выглядел эскиз «Рассерженные вещи» (автор идеи и драматург Никита Мищенко, режиссеры Татьяна Мищенко и Татьяна Ра). «Ропот-опера о поиске коммуникации», сочетание оперных партий, поэтического текста, публицистических текстов о производстве тканей, современных технологий, и наконец вовлечения зрителя в процесс создания спектакля… Внешне всё очень эффектно. В центре сцены – большой свадебный стол, герои – Он и Она. Остальные гости представлены в виде костюмов, сделанных очень добротно, детально (художник Дарья Гончарова). В финале медленно, медленно, очень таинственно актеры рассаживают за столом реальных зрителей. Их места в зрительном зале занимают костюмы.

Слишком сложная структура в итоге разбивает представление на составные части. Зрителю предлагается вслушиваться в пение, участвовать в записи текста, изучать красивые костюмы и одновременно пытаться всё это объединить в восприятии. А если представить, что не работает вай-фай?.. Тексты про процесс производства тканей, которые сами зрители должны были записать на диктофон во время спектакля и отправить через чат организаторам, тоже с легкостью можно заменить на тексты про роковую любовь, или тексты про сокращение бюджета на культуру… в зависимости от запроса. (видеозаписи остальных эскизов можно посмотреть в группе ВК).
Эскиз «Рассерженные вещи»
Режиссеры - Татьяна Мищенко и Татьяна Ра
Фото Никиты Ильяшенко
«Как говорить об экологии средствами театра?» – этот вопрос пока остался за кадром и лабораторных эскизов, и фестивальных дискуссий. Как специфика театра может помочь в решении проблемы? Поиск и рабочее обсуждение выразительных средств, адекватной формы, постановки целей и задач – неизбежно должны присутствовать фоном. Или не должны и тогда разговор может в принципе сместиться с театра на более общие вопросы. Возможно, стоит расширяться в сторону других искусств, делить искусства по дням, а обсуждения по секциям… Если же сосредоточиться на театре, тема экологии сама по себе не может быть критерием качества или отбора - иначе можно быстро скомпрометировать концепцию.

Фестиваль «Экотопия» – это теория малых дел в действии. Сегодня в театре нет массового запроса на экологию, нет драматургических текстов, нет интереса продюсеров и практиков – а через несколько лет не будет более актуальной театральной повестки. Во-первых, потому что другие темы себя исчерпают, во-вторых – потому что проблема никуда не денется, она одна на всех. Возможно, социально-ориентированный театр, которому есть что сказать, спасет русский театр от рутинного поиска смыслов и бесконечной интерпретации классики.

P.S.
Почему в Швеции закончился мусор? Потому что еще сто лет назад шведские аристократки выходили замуж в черных платьях. Белое платье считалось признаком расточительства, в нем венчались только простушки. Белое свадебное платье можно надеть всего один раз в жизни. А вот роскошное черное платье пригодится как минимум дважды: идеально и на свадьбу, и на похороны. Чем не театральный сюжет.
Татьяна Кузовчикова
Всё из раздела «Практика»