Рецензии
Наслаждение от преодоления
Татьяна Кузовчикова
«Великий пожар»
(Спектакль-концерт)
Проект Гёте-Института в Санкт-Петербурге
В рамках Года Германии в России 2020/2021
Режиссёр - Олег Ерёмин
Актриса - Мария Лопатина
Пианист - Петр Лаул
Куратор - Мария Слоева
Фото: Яна Пирожок
Есть запись последнего концерта Марлен Дитрих – Лондон, 1972. В течение часа актриса в блестящем платье и белых мехах, одна перед опущенным занавесом в луче прожектора поет песни эпохи своей славы. Скупая пластика, полуулыбка, немецкая выправка. Надменная дива, которая даже не смотрит на зрителя. Но зрителю невозможно оторвать глаз от неё.

Зритель охвачен «великим пожаром», который вызван в нем не силой показанных эмоций и переживаний – скорее их отсутствием, но самим фактом появления исполнителя на сцене, его безупречным мастерством. (Можно сказать, что это воплощение формулы Дидро: «Отсутствие чувствительности порождает величайших актеров»).

При этом Дитрих остается Дитрих, и существует она одновременно в двух ипостасях: мы видим великую актрису и шикарную женщину. И то, и другое здесь – художественный образ. Актриса + маска + зритель = пустое пространство.

В спектакле-концерте «Великий пожар» режиссер Олег Ерёмин использует тот же прием: стоя весь спектакль посреди пустой сцены, актриса Мария Лопатина произносит длинный текст один на один со зрителем – даже не пытаясь менять маски и роли. Роль актрисы – играть актрису, которая исполняет текст «Великого пожара».

Текст Роланда Шиммельпфеннинга полон бытовых деталей и персонажей-типажей, однако автор не дает ему скатываться в бытовую драму, на каждом новом повороте сюжета он переводит его в метафорический, притчевый план. Ручей, разъединяющий два села, за год превратился в реку, река разлилась в море, море вынесло героев в океан. За год местные жители пережили великие катастрофы и беды. Кто-то умер, кто-то разбогател. Кто-то так и не соединился с возлюбленным. Каждый остался безучастен к чужой беде и каждый одинок перед лицом смерти.

Так же – «как бы» – безучастна актриса, произносящая текст через свою сценическую маску.

Но это нельзя назвать литературным театром, потому что спектакль строится не на тексте.
Фото: Яна Пирожок
Образ актрисы отсылает к эпохе немецкого кабаре: блестящая блуза с воротником-жабо, безупречная фигура, обтягивающие черные брюки, черные туфли на высоких шпильках. Это эстетизированный образ конферансье и образ актрисы эпического театра, которая приветствовала всех в начале спектакля от своего лица. Только в интермедиях прорывается её пластика – экспрессивная, ломаная – как единственно возможная эмоциональная реакция на повествование. В ней – «великий пожар», прорывающийся через внешнюю немецкую сдержанность, уводящий действие от психологизма в надличностный план, план чистого искусства и чистого мастерства.

Третьей действенной силой, эмоциональным фоном повествования является музыка – музыка великих немецких композиторов (Бах, Бетховен, Брамс, Шуберт) в исполнении пианиста Петра Лаула. Она контрастирует с отстраненной манерой исполнителя, погружает зрителя в чувственную сферу. Музыка уводит от назидательности и патетики, она не сдерживает эмоции, в отличие от актрисы, каждое движение которой строго выверено, согласно режиссерскому рисунку.

Этот спектакль-концерт можно назвать режиссерским экспериментом по разжиганию «великого пожара» в зрителе: актриса+текст+музыка = пустое пространство. Олег Ерёмин изгоняет из актрисы индивидуальный характер, оставляя чистую идею.

Вопрос в том, какого зрителя требует такой театр? Эмансипированный зритель будет в панике – ему приходится бездействовать и сидеть на своем историческом месте. Консервативный зритель не дождется ни развлечения, ни «пиршества для глаз». Профессиональный зритель не сможет разгадать профессиональный кроссворд. Это искусство чистой формы, без социальной повестки, без новой этики и без старой, вне этики, морали и нравственности. Без интерпретации.
Фото: Яна Пирожок
Современный театр в стремлении к горизонтальности отказывается от идентичности, структуры, иерархии. Отказывается от категории эстетического в пользу социального исследования, политического высказывания, новой подлинности (хотя исторически для театра это скорее шаг назад, чем вперед). Отказывает зрителю в удовольствии быть зрителем. Удовольствии одновременно интеллектуальном и чувственном. Отказывает режиссеру и актеру в мастерстве. Ученику – в учителе. Искусству – в действенной силе.

Силе, способной вызвать «великий пожар» эволюцией чистой формы, которая не предполагает развития характера.
Татьяна Кузовчикова
Всё из раздела «Практика»