Рецензии
Только не театр
Вадим Максимов
«20 ИЛИАДА 20»

«Театральный дом» – совместный проект благотворительного фонда «Подари мне Крылья» и СХТ

Режиссер – Дмитрий Крестьянкин
Драматург – Ирина Рябикина / Дмитрий Крестьянкин
Художник – Анастасия Котова

Фото: Артем Бондаренко
Это одно из многочисленных проявлений так называемого социального театра. В том смысле, что на первом плане не эстетические задачи, а именно социальные. Хотя очевидно, что любое художественное произведение неотъемлемо от социальных функций. Общий контекст троянского мифа и идея бессмысленности и неизбежности войны связывают личные истории подростков. Истории тяжелые, иногда страшные. Не принципиально, насколько эти истории личностные, насколько чужие. Документальность и эмоциональность их очевидна и доходит до каждого зрителя.

С другой стороны, очевиден терапевтический и в этом смысле социальный аспект. Вероятно, для подростков выговорить свои глубинные проблемы, да еще и облечь их в так или иначе литературную форму – значит если не разрешить проблему, то хотя бы отстраниться от нее.
Фото: Игорь Хонин
Всё это вызывает уважение. Однако, если говорить именно о социально-терапевтическом аспекте, история театротерапии знала более выразительные результаты, которые хорошо бы учитывать. Напомню только один: спектакль «Так было – так не было» 25 июня 1921 года в обыкновенной петроградской школе, поставленный педагогом Н.П. Ижевским на материале теории «Театра для себя» Н.Н. Евреинова. Этот спектакль описывает сам Евреинов в книге «О новой маске» (1923). В этом спектакле реальные истории взаимоотношений школьников воплощены в архетипических образах и развивались непосредственно на спектакле. Это лишь один из возможных вариантов, но вполне перспективный.
А теперь о главном. Во вступительном слове создатели спектакля раз пять повторили «Это не про театр». Нет, это как раз театр. Потому что при всей документальности подростки-актеры создают образы и на вербальном уровне, и на уровне существования. Другое дело, что основной прием в спектакле – повествовательный. За полтора часа только два раза возникает диалог (1 – драка двух мальчиков, 2 – последний эпизод перед эпилогом – диалог о трудностях мужчины и женщины). Обе эти сцены оживляют спектакль. Кстати, об эпилоге. Он замечательный: без единого слова, без масок каждый из исполнителей съедает яблоко, которое в прологе было «яблоком раздора», причиной войн, убийств, предательств.

Так вот, о театральности. Всё воздействие в спектакле идет через текст, через мысль, провоцирующую чувства. Но исчезает главный театральный компонент – действие. В этом смысле, вся структура спектакля и для исполнителей, и для зрителей задает высокий эмоциональный градус, но он остается однолинейным.
Фото: Игорь Хонин
В итоге, спектакль показателен не в смысле острой социальной проблематики, а в смысле потребности в театре и одновременно стыдливости за обращение к театру. Выход на театр закономерен и оправдан, но надо идти дальше и использовать театральные возможности, которые никогда не снижают социальности, но в идеале – дают подлинное перерождение.

Страх перед театром и застенчивость профессиональных театральных деятелей говорит о реальной скомпрометированности театра как такового и о непонимании его настоящих возможностей, которые – бесконечны.

Фото: Артем Бондаренко
Вадим Максимов
Всё из раздела «Практика»