Хорошо, Оргон превращается в бомжа. Но он был бомжом еще в прологе с репликой «Страшно жить на белом свете, господа!» Чуть позже, в беседе с Клеантом (Александр Крымов), Оргон не просто бомж, а бездомный, греющийся у углей, горящих в железной бочке. Как это понимать? Бомжом ты был, бомжом ты и остался?
Почему я как зритель должен разгадывать этот кроссворд? Или предполагается, что не нужно ничего понимать, нужно наслаждаться полетом режиссерской фантазии?
Да, режиссерский театр представляет самостоятельное сценическое произведение. Спектакли Юрия Бутусова, всё еще идущие на сцене Театра им. Ленсовета – тоже полёт фантазии. Но этот полёт складывается в самостоятельную логику, самостоятельный конфликт, в котором текст Шекспира или Чехова выполняет необходимую функцию фабулы. В хитросплетениях Бутусова нет ничего случайного и в этом – кардинальное отличие от данного спектакля.
Другое дело, что спектакли Бутусова – разные. И в некоторых случаях они тоже превращаются в кроссворд для разгадывания.
Но ведь театр – это некое последовательное действие, предполагающее конфликт, его завязку, развитие и разрешение. В случае «Тартюфа» – режиссер не предпринимает для этого никаких усилий. Вместо этого – мораль, морализаторство, дописанный немольеровский текст (вместо офицера в финале с указом короля).
Текст Виктора Ерофеева из рассказа «Жизнь с идиотом» хорош сам по себе. Он переключает в другое литературное поле. Он выполняет функцию осовременивания пьесы, но одновременно разрушает структуру спектакля. Оправдание подобного приема может быть только в одном – в развитии действия, но действие в этих литературных вставках останавливается.
Мольеровский финал вычеркнут. Да уж, в наше время милости от короля ждать не приходится. Поэтому Оргон сам берет в руки оружие и стреляет в Тартюфа. Только так можно остановить в мире зло! Судебная приставша забирает пистолет у Оргона. Но это уже моя интерпретация. Режиссер вкладывал какой-то свой смысл. Или не вкладывал.
Какая сюжетная насыщенность в последних сценах! Это потому, что режиссер окончательно освободился от Мольера. Как мешает современному театру наивная классика. В общем – прямая дорога на «Золотую маску».