В венском Бургтеатре также новый интендант в этом сезоне — известный своим авторитарным стилем управления, крайне непопулярным сегодня в театральном пространстве немецкоязычных стран, Мартин Кужей, до этого возглавлявший баварский Резиденцтеатр.
Есть даже основания считать, что опубликованное в начале прошлого года открытое письмо работников театра, в котором говорилось об атмосфере неуверенности и страха, царившей при предыдущем интенданте Маттиасе Хартманне, и которое призывало театральную общественность пересмотреть принципы распределения власти в сфере управления культурными учреждениями, во многом было адресовано даже не самому Хартманну, но возникшему тогда на горизонте Кужею, в качестве недвусмысленного предупреждения — ведь о его назначении было объявлено уже в 2017-м году.
Открытые письма оказывают серьезное влияние на театральный ландшафт и в Германии: лучше всего это подтверждают недавние события в известном берлинском государственном театре для детей Ан-дер-Паркауэ. Главный режиссер и интендант покинули свои посты в связи с заявлением темнокожей актрисы афро-немецкого происхождения, Майи Альбан-Цапаты, пожаловавшейся на систематическую расовую дискриминацию, которой она подверглась во время репетиций спектакля по роману Жюля Верна «Вокруг света за восемьдесят дней».
Камнем преткновения стало использование в романе слова «негр». Как сообщала этим летом «Tageszeitung», теоретические дебаты о расистских концепциях плавно перешли в практику недопустимых шуток и замечаний расистского толка, направленных против Альбан-Цапаты, единственной темнокожей участницы ансамбля. После озвученных актрисой жалоб в адрес Сената Берлина поступило открытое, но анонимное письмо поддержавших ее членов труппы, чьи авторы честно указали, что предпочли остаться анонимными из страха увольнения.
Несмотря на все эти события, официальная причина, по которой Кай Вушек, пробывший интендантом театра с 2005 по 2019 год и успевший поставить спектакли в Санкт-Петербурге, Ростове и Сургуте, покинул свой пост в сентябре — состояние здоровья (об этом в сентябре сообщал портал Nachtkritik.
По сути, исход дела был предрешен отсутствием комментариев со стороны бывшего интенданта, который в первое время после инцидента попытался и вовсе проигнорировать публично озвученные со стороны актрисы претензии к театру и главному режиссеру, Фолькеру Метцлеру, ответственному за постановочный процесс.
Берлинский сенатор по культуре Клаус Ледерер, в 2013-м году досрочно продливший Вушеку контракт на интендантство вплоть до 2020-го года, поспешно передал временное руководство театром известному немецкому киноактеру и с 2018 года заместителю директора Ан-дер-Паркауэ, Флориану Штилеру, который уже заявил о том, что для него приоритетом является создание безопасной и уважительной рабочей атмосферы в коллективе (об этом сообщалось в сентябре в новостях культуры на интернет-странице региональной радиостанции Берлина и Бранденбурга РББ.
К тому же новый интендант подчеркнул важность принятия мер против всех форм дискриминации: совместно с адвокатом Соней Лаазер руководство разрабатывает собственное антидискриминационное дополнение к уставу театра, которое с 2020 года станет правовой основой сотрудничества с наемными работниками и участниками ансамбля.
Возвращаясь к вопросу о гарантированном творческом суверенитете в Германии – к чему приводит такая свобода? Точнее, какие темы оказываются в центре художественного дискурса в условиях этих отсутствующих творческих границ?
Немецкий театр снова и снова обращается к темам, которые «витают в воздухе». Сегодня в качестве одного из главных своих обязательств перед обществом театр видит активную реакцию на социально-политические события всеми имеющимися в его распоряжении средствами. Фактически каждый современный режиссер на немецкоязычном театральном поле ставит спектакли, уже изначально учитывая в своей работе текущий общественно-политический контекст. Театр стал местом, где общество, можно сказать, ведет переговоры о тех или иных своих конфликтах. Место, в котором разнонаправленные личные, религиозные или политические интересы, обеспечивающие или ставящие под угрозу гармоничное мирное сосуществование, представлены на сцене в качестве персонажей. При этом сегодня немецкий театр редко испытывает необходимость переводить актуальные темы в сферу вымышленного, в мифологический или символический план. Все чаще конфликты настоящего напрямую отражаются на сцене — встречается множество форматов, позволяющих театру сделать своим материалом окружающую реальность.
Немецкий театр сегодня, руководствуясь зафиксированным в Конституции пониманием демократии, берет на себя задачу ведения общественного дискурса и культивирования гуманистических идей.
Но в последние годы социально-политический дискурс изменился, стал острее, в том числе и в результате всё возрастающего влияния цифровых медиатехнологий и волны правого популизма. В настоящее время сам театр стал объектом политического конфликта. Созданная в 2013-м году партия «АдГ» («Альтерантива для Германии») получила представительство в федеральном парламенте и, руководствуясь националистической и этноидентификационной повесткой, целенаправленно пытается регламентировать сферу символического в современном немецком театральном искусстве, стараясь максимально упорядочить сценический язык. Культурные учреждения по всей Германии становятся мишенями АдГ и ее приверженцев, которые буквально объявили войну так называемым интеллектуальным элитам, «левому мейнстриму» и, в первую очередь, «политике мультикультурализма».
Похоже, сегодня главное противостояние происходит даже не столько между правыми «консерваторами» и левыми «социал-демократами», сколько между теми, кто отвергает глобализацию и теми, кто причисляет себя к ее сторонникам.
На этом фоне особенно заметно стремление театра максимально поддерживать принципиальную открытость к иностранным течениям, приглашать режиссеров со всего мира, в том числе и открывая свои двери проектам с беженцами и для беженцев. Подробнее об этой и многих других тенденциях немецкого театра – в следующих материалах.