Изменился в пьесе расклад событий. Прорыв и внутреннее освобождение Марии приводят к тому, что она становится игрушкой в столкновении различных интересов. И весь второй акт – постоянные переодевания – примерка костюмов.
А сюжет стремительно идет к казни. Борьба вокруг Марии только усиливается. К казни она придет почти одинокой и в великолепном бирюзовом платье с гигантской бабочкой-бантом за плечами. Плоть запелёнана, зажата, но дух свободен.
Мария уходит в бессмертие… Но в спектакле – неожиданно возвращается, как будто вытолкнутая. Вот она, всеобщая тенденция театра сегодняшнего дня: не умирает Гамлет Бутусова, не умирают Ромео с Парисом, Мария с Елизаветой тоже не умирают. Природа этой тенденции в том, что акцент переносится с персонажа на исполнителя. Это и есть движение театра в сторону Театра Повторения.
Однако тенденция тенденцией, но как по-разному не умирают герои этих спектаклей.
После того, как Марию выталкивают из «бессмертия» второй раз, она выходит вместе со всеми другими персонажами и водит этот хоровод кругами по сцене.
Да, в этом образе есть определенная прямолинейность. Смерть Марии тянет за собой всех участников. Смерть Марии уравнивает её преданных друзей, врагов, безумных влюбленных, шантажистов. И вместе с тем, все персонажи без разбора оказываются с Марией, а Елизавета – в полном одиночестве. Финал спектакля – выход за пределы драматического действия.
Долгий монолог Елизаветы (в одиночестве перед зеркалом) – документальное описание процедуры казни Марии. Это очень смелый режиссерский ход: выход из драматического плана в документальный. То, что это монолог именно Елизаветы показывает не только фабульную победу шотландской королевы, но и намеренное разрушение сценических образов и перевод действия в исполнительский план.
Возможно, здесь самый уязвимый момент. В этот документальный план переходит, естественно, и зритель. Там, где за судьбой Марии могло последовать усиление трагической раздвоенности обобщенных (шире, чем шиллеровских) образов, вместо этого следует переход зрителя к историческому нарративу. Впрочем, это еще не финал. Отговорившую Елизавету раздевают в центре сцены, надевают прозрачный матерчатый кокон и уносят эту мумию со сцены. Нарочитая очевидность развязки объективизируется разрешением конфликта телесности. Рвущееся из оков тело Марии в конце концов запелёнуто в прекрасный костюм бирюзовой бабочки. Обнажение Елизаветы не вызывает чувства свободы и приводит к превращению в мумию.
Но и это не финальная точка. На поклоны героини выходят в тех же великолепных модельных костюмах, в которых мы их видим на экранах. То есть подлинный сюжет – преодоление драматургических персонажей актерской органикой.
Замечательно то, что в спектакле сохранены сюжет пьесы и шиллеровская поэтика, и напряженный драматизм с возвышенной поэзией. Но за всем этим – аналогичная борьба свободы и закрепощенности на уровне общечеловеческих и актерских противоречий. Строгость классицистской формы осовременивается прорывами в перформативность (первое действие) и документализм (второе действие). Вероятно, эта разнородность формы не вполне убедительна, но незыблемый драматизм спектакля является несомненной победой подлинного театра над сиюминутными тенденциями.
Спектакль столь значим в уникальном сочетании традиционализма и актуальности, что явно не подходит под незыблемые каноны «Золотой маски».
Спектакль сахалинцев представляет собой масштабное трагедийное полотно, столь редкое в нашем театре. Восхищает продуманность и сценического сюжета, вырастающего из драматургии, и визуального облика спектакля (художник Сергей Кретенчук). Изначально на сцене не елизаветинская архитектура, а ощущение королевских сводов и казематов. Неожиданное перенесение действия в зал не разрушает торжественности и театральности сцены. Во втором действии замена массивной колонны на четыре кубических экрана переносит развитие сюжета в иную плоскость: соотношение персонажей на сцене и тех же актрис вне ролей на экранах. При этом общий стиль, заявленный в первом действии, не нарушается. Даже формально сохраняется верхний давящий диск.
То же в костюмах. Они условны и органичны для характеристики персонажей, но при этом соответствуют конфликтности спектакля: сковывают персонажа, но позволяют проступать телесности.
Конечно, это уникальное масштабное явление – редкое в эпоху спектаклей-набросков, эскизов, тотального разрушения театральности, подмены драматизма внешней эффектностью. Театр победил, а про Маску стоит забыть. А лучше всего создать новую маленькую премию под названием «Срывание масок».