Во время антракта на сцене долго и тщательно гримируют Таракана – теперь это будет Сталин. Всё развивается в обратной последовательности и собственно действие начинается в третьем акте.
Теперь оно развивается стремительно, почти в опереточном ритме. Диалоги героев срифмованы, все нарочито приподнято, торжественно. Классическая советская семья: мама – аккомпаниатор, папа – авиаконструктор, двое детей – Таня и Ваня. Мама (Нина Александрова) уже видит сына великим музыкантом, вместо нот на пианино портрет Сталина. Таня (Ольга Ванькова) с гордостью носит пионерский галстук. Часть декораций сделана из картона, такой бутафорский соцреализм. Семейный вечер накануне Нового года, дети ждут папу с ёлкой. Всю эту радостность разбавляет гротескный дедушка в спортивных трико (Дмитрий Воробьев, в предыдущих сериях – директор цирка). Приходит отец с ёлкой (Василий Реутов) – это крупный инженер, коммунист-романтик, который разработал новый проект и мечтает рассказать о нем товарищу Сталину. Потому что Сталин – он всем товарищ. Ваня (Валентин Мендельсон) в комнате общается с огромным портретом Вождя, который висит на доме напротив, поверяет ему свои тайны. Все они – прекрасные люди, все верят в идеалы светлого коммунистического будущего. Идеалы бутафорской реальности, которая показана глазами ребенка, который, в свою очередь, принимает всё за чистую монету. Ночью за отцом приходит тройка НКВД и увозит в неизвестном направлении. Правду от детей скрывают, мать говорит, что отца отправили в космос. Далее идут две сильнейшие сцены: Ваня ночью встречает на кухне маму с сигаретой, она говорит ему про отца и космос, Ваня молча смотрит на нее, а в это время Копия – как бы выкрикивает за него внутренний монолог, отчаянный вопль «Как, почему он уехал, он предал меня, как он мог!» В глубине сцены, подвешенный, безжизненно раскачивается отец в костюме космонавта. Столкновение с реальностью обернулось адом и полным уничтожением семьи. Маму тоже забирают. Школьная учительница на собрании класса исключает Таню из пионеров как ребенка «врага народа». Дети пишут письмо Сталину, получают ответ: «Откажитесь от отца!» В глубине сцены появляется огромный портрет Сталина с открывающимся ртом-пастью с острыми зубами. Он пожирает дедушку. Затем пожирает Таню, которая не смогла отказаться от папы. Финал: Ваня подходит с повинной к учительнице. «Что там у тебя, говори до конца!» – «Я-отказываюсь-от-отца».
Последнюю фразу произносит не Ваня, произносит Сергей Дрейден – учитель Туб, который заново пережил историю своего детства (причем использованы
эпизоды из биографии самого актера). Историю разрушенных идеалов и окаменевшего сердца. Историю предательства, которое породило следующее предательство, которое породило отчаяние. Его Копия внезапно хватает пистолет и стреляет в Учителя. От выстрела умирают Копия, Учитель и Ученик. В финале на портрет Сталина накладывается видеопроекция – портреты детей «врагов народа».
Отмотаем назад. Учитель Туб умирает за просмотром документального фильма «Повиновение», который снова показывают на огромном телевизоре. Это социально-психологический эксперимент, который Стенли Милгрэм проводил в США в 1960-е годы. Эксперимент доказал, что необходимость повиновения авторитетам глубоко укоренена в сознании человека. Суть состояла в том, что испытуемый должен был причинять боль другому человеку – тот отвечал на вопросы и за неправильный ответ получал разряд тока. С каждым неправильным ответом сила разряда увеличивалась. Из первых же 40 человек до конца (450 Вт) дошли 26! Тот, кто получал разряд – был подсадным актером, в момент нажатия на кнопку он отчаянно кричал из соседней комнаты. Реальным испытуемым был тот, кто нажимал на кнопку. Иногда он доходил почти до нервного срыва, но подчинялся приказу экспериментатора. Интересно, что в эксперименте роли имеют свои имена:
Ученик – подсадной актер,
Учитель – испытуемый,
Экспериментатор – человек в белом халате, который руководит процессом. То есть целью эксперимента является Учитель.
Еще отмотаем назад. Пионеры Таня и Ваня в спектакле – советский вариант героев Тутти и Суок из романа (параллель очевидна, Таню играет та же актриса, что играла Суок в предыдущих эпизодах). Только Трем Толстякам у Олеши нужен был один ребенок – наследник, которого они похитили и изолировали от мира, чтобы он вырос злым и жестоким, а реальной истории понадобились тысячи – дети «врагов народа», чьи родители были уничтожены системой: раскулачены, репрессированы, расстреляны. Дети, над которыми система поставила страшный эксперимент, заставив подчиниться смоделированным обстоятельствам. Приучила к законам страха и повиновения, чувству вины, сделала носителями своих ценностей. Историки считают, что из детей-беспризорников, лишившихся всего в самом начале жизни (со времен Гражданской войны и Революции), в дальнейшем вырастали самые жестокие сотрудники НКВД. И они создавали потом свои семьи и заводили детей. А у их детей появлялись дети. И дети детей. Система разрасталась как спрут. Привычка к подмене реальности, понимание человека как части системы стало принципом выживания.
«Самое страшное для человека не понимать текущее положение дел, как оно всё пришло в эту связку!» Переводя на современные реалии: стоит ли удивляться сегодняшнему монополизму в культуре, образовании, науке?.. Стоит ли удивляться закрытию театров, когда культурой руководят дети тех, кто в свое время громил и закрывал спектакли Эфроса, исключал из союза писателей и проч. и проч. (да и они сами по-прежнему при ресурсе). Цепочка страха и усвоенной лжеморали еще никогда не прерывалась, и дело даже не в командующем, а в генетически усвоенном коде. Будучи давно неживой и окаменевшей, система функционирует за счет своей мощи и массовости, по-прежнему сметая инакомыслие и занимаясь поисками врагов народа. Так прошлое руководит настоящим.
Могут ли герои из прошлого восстановить миропорядок? Нет, все трое мертвы. Если снова отмотать назад, к роману Олеши и сказке Гауфа «Холодное сердце» (она указана в программке), то вывод в них примерно один:
«Никакое сердце – ни железное, ни ледяное, ни золотое – не может быть дано человеку вместо простого, настоящего человеческого сердца». Следуя логике романа, в финальном эпизоде спектакля с наследником Тутти могла бы произойти перемена, его сердце не без помощи отряда Розовых дам, стало бы вновь живым, и это был бы ответ: ценность жизни – жизнь, человеческая жизнь есть главная ценность. Победить коллективное прошлое способно только живое
настоящее. Подлинное «Я», которое проткнет пальцем картонные декорации.