Во втором отделении танцевальная компания #IST25 представила работу, в названии которой присутствует энигматичное определение «Re-composition». По словам кураторов программы, «рекомпозиция» является одним из приемов «хореографирования», который осмысляется студентами, а именно осуществляется «попытка актуализации композиционных инструментов существующей работы прошлого». Интересно само вынесение на первый план того, что чаще всего остается за скобками – открытое взаимодействие с традицией. Так или иначе, любая работа не существует в вакууме, она к чему-то отсылает, с чем-то спорит, что-то подтверждает. Искусство современности «вписывает» себя в традицию разными способами – от созидания до разрушения, от оммажа до деконструкции. И то и другое позволяет смотреть на «оригинал» уже по-новому, через призму контекста «настоящего творящегося». Начинают проявляться, актуализироваться, и приобретать новые коннотации моменты, которые могли ускользнуть от пристальных взглядов современников.
Для работы методом «рекомпозиция» была выбрана знаковая постановка отечественного наследия «Оуэн и Мзи» Албертса Альбертса и Александры Конниковой (танцевальная компания По.В.С.Танцы) 2007 года. Танцовщики #IST25 консультировались с создателями работы, погружались в опыт создания спектакля, разбирали его структуру, приемы и т. д.
Первое появление танцовщиц на сцене сопровождается читкой «правил поведения». «Стоит приходить вовремя…», «Соблюдайте дресс-код…», «Попробуйте познакомится с человеком…». На сцене появляются девушка в полотенце и с мокрыми волосами и чуть позже – две танцовщицы. Они начинают взаимодействие друг с другом в прямоугольнике света. Голос прекращается, музыка переключает наше внимание на танцовщиц, иногда их движения синхронны, но чаще разнородны и непредсказуемы.
Пока происходит этот танец, на сцене начинают появляется новые персонажи – учительница, спортсмен, домохозяйка, победительница конкурса красоты, уборщица и др. Они ходят по сцене, иногда останавливаются для танцевальной фразы. Две танцовщицы в прямоугольнике обнимаются, после этого меняется свет на более контрастный, они продолжают танец, но в тишине. Слышны только движения и дыхание.
Через затемнение мизансцена меняется. Все персонажи встречаются по середине и распределяют, скорее всего, «Тайного Санту». И самой застенчивой попадается спортсменка, которая явно её пугает. Внедрение такого элемента привносит юмор, но не иронию.
На сцене снова высвечивается прямоугольник. К уже знакомым персонажам добавляются две девушки в белых платьях. Как и в оригинале – все исполнители кланяются перед зрителями. И если в спектакле 2007 года этими «персонажами в белом» являются абсурдные мужчина и женщина с пистолетами, одетые в рваные костюмы 18 века и парики, то здесь это две хрупкие девушки. Если в оригинале чуть позже появляется мужчина в золотом нижнем белье и с лилией в руках (символ чистоты), то здесь эти девушки и есть эти лилии. Вторая девушка начинает идти за первой, и когда происходит их встреча, все остальные персонажи падают на планшет сцены. Произносится фраза «не говори», девушки встают на свои первоначальные места, потом снова одна пытается догнать другую, и когда это происходит, они обнимаются.
Снова начинается проход по сцене всех исполнителей. Появляется персонаж в ватнике, который всем что-то предлагает. Звучат куранты, и все разбегаются, а за сценой мы слышим радостные возгласы.
Следующая часть работы происходит в «кабинке туалета», знакомой всем по спектаклю 2007 года. Сцена разделяется на две части: две танцовщицы танцуют, а параллельно происходит действие в кабинке. Двойственность происходящего, расщепление пространства и времени происходит за счет совмещения реального и абстрактного. Танец без начала и конца соотносится с конкретными и очень узнаваемыми историями из жизни. Для кабинки были выбраны образы: Мисс Воронеж, которая пытается собраться; девушка в ватнике, которая почему-то нелегально продает новогодние украшения, а девушка в деловом костюме покупает их; теннисистка, тренирующая удар ракетки; снова девушка в деловом костюме, наряжающаяся в новогодние украшения и опускающая лицо в блестки; девушка в розовых колготках, занимающаяся йогой и медитацией на сидении унитаза.
Снова затемнение и ближе к заднику сцены, девушка расстилает ковер, садится на него. Происходит действие «memento mori» с жуткими масками, напряженной музыкой и странными черными костюмами с длинными рукавами. Включается свет и снова все заполняют сцену. Мысль о смерти тут же вытесняет праздник.
В конце работы мы снова видим световой прямоугольник, но ближе к зрителю. Девушка так же сидит на стуле, двое танцовщиц выходят спиной, медленно разворачиваются, на них обезличенные белые маски. Снова звучит голос, работа заканчивается фразой Харуки Мураками из «Дэнс, дэнс, дэнс».
В уже кажется бесконечно далеком 2007 году, в сравнении с сегодняшним днем, действовали другие законы, была другая публика, другие проблемы, другие мы, и ни один театр и ни один спектакль без этого контекста не существует. В работе студентов Консерватории важно было не просто повторить, переписать, но погрузиться во все пласты спектакля, осмыслить точки создания произведения, изменив не только внешнюю форму, но проработав «внутренности», изнанку. Изначально при просмотре казалось, что эта работа полностью самостоятельна, она несет в себе абсолютно другую энергетику. Возможно, это и было определенной целью. Спектакль прозвучал не так провокационно, не так остро как работа 2007 года. На это, конечно, влияет и то, что участники – студенты. Провокационность им просто не нужна, они бы были в ней не органичны. Задача заключалась в том, чтобы уделить внимание процессу больше, чем результату. И это нисколько не умаляет заслуги показа.
Тема «то, что между двумя», которая красной линией идет через череду абсурдности первоисточника, кажется потерянной. Всё же абсурд является невероятно сложным для постановки, требует больших усилий. За кажущейся нелинейностью и бессвязностью важна работа каждого отдельного элемента на общий концепт. Этот хаос с точки зрения режиссуры – всегда строгий порядок, иначе работа бессодержательна и бессмысленна, ведь в конечном счете наша реальность является воплощением абсурдности. Поэтому так важна четкость мысли автора и исполнителя в спектакле. В работе студентов этой четкости не хватало. Не состоялось окончательного внедрения в традицию, однако произведена большая исследовательская работа, что само по себе ценно. Даже если с художественной точки зрения спектакль не вышел на уровень первоисточника, то с точки зрения обучения – это невероятный опыт. Через такой интересный подход открываются новые грани для восприятия, не только у танцовщиков, но и у зрителей.