1. Спектакль возникает из перерастания двух предыдущих работ
Романа Муромцева. В них заявлена мифологическая структура. В
прошлом спектакле «Про сказки» это была сказочная мифология,
которая теперь сменилась на библейскую. И «Шатуны», и «Про
сказки» строились на смеховой культуре. Здесь это - лишь основа, на
которой вырастает Мистерия.
2. Структура всех спектаклей Муромцева представляет собой долгое
размеренное повествование с бесконечными повторяющимися
фигурами. Накапливается необходимость прорыва, которого ждешь
и который наконец происходит. Здесь это мирный рассказ Иуды
(Анна Щетинина) о Блуднице, которой он отдал ворованные
динарии и в этот момент Иуда превращается в Блудницу. Главный
принцип спектакля - соединение совершенно разных персонажей в
единый образ. Между Фомой и Толстым, Петром и Достоевским ,
Иудой и Блудницей не нужно искать что-то общее. Сам переход из
одного состояния в другое, совмещение их становится сюжетом
спектакля.
3. Персонажами сюжета являются исполнители. Они взаимодействуют,
они должны разрешить конфликт. Конфликт - это спор Бога и
Дьявола, верных учеников с их любовью к Учителю и Искусителя,
который доказывает врожденное предательство человека. Но кто
Бог, кто Дьявол - теперь неизвестно.
4. Иуда должен выполнить свою миссию. У Андреева он совершает
предательство во имя идеи. У Муромцева он, наоборот, совершает
предательство во имя доказательства отсутствия добра и
преданности. Но доказывая это, он сам становится жертвой, и берет
на себя миссию Распятого. Бедный, грустный, деревянный Христос
(скульптура) уже не станет распятым. Им станет Иуда. Конфликт
противоположностей приходит к чистой развязке.
5. Но за всем этим - исполнители, которые пропускают через себя
совершенно немыслимые ипостаси-роли. Это не набор масок, не
замена исполнителей. Это три человека (Анна Щетинина, Игорь
Дудоладов, Дмитрий Честнов), которые проходят путь от нищих
классиков, удящих рыбу в духе Тригорина, к убогим детям,
играющим в песочнице, далее к ученикам и предателям Христа.
Зритель ищет эти переходы, пытается угадать логику, а актеры
существуют в этом калейдоскопе противоположностей. Несмотря на
обычное море реквизита, весь спектакль только в актерской игре. А
актеры существуют только в неизменном режиссерском рисунке.
6. Весь спектакль - преодоление, и для зрителя, и для актера, и для
критика. Но это мучение ради чистоты в финале и обретение
смысла, Идеи.
7. Отдельно про актрису. Она не боится быть максимально уродливой.
Возможно, наслаждается этим. Она не боится быть ослепительно
прекрасной. И тем самым тоже проходит искушение.