ГЛАВА 1
ДРАМАТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ
I. Драматические категории
Сущность театра состоит из двух слов: tò δρμα или действие, tò θέατρον – место, откуда его смотрят. Так, согласно этимологии, действие есть суть драмы, и в широком смысле – театр всегда предполагает спектакль. Чтобы быть увиденным, действие должно быть показанным; то есть события, которые не происходили на самом деле, должны произойти в ходе постановки. Иными словами, представление вписано в саму природу этого искусства, которое является одновременно действенным (dramatique, tò δρμα. – прим. пер.) и театральным.
Действие свершённое и действие представленное можно оценивать по одним и тем же параметрам, оно попадает под те же категории. Это слово взято в значении, свободном от философии, поскольку вовсе не является философским термином: под категориями мы здесь будем понимать набор определений, с помощью которых можно квалифицировать действия и наши реакции; категории меняются в зависимости от ракурса их рассмотрения.
Взгляд с позиции морали: действия можно определить как хорошие или плохие, исходя из того, каковы были исходные мотивы и обстоятельства. Если действие связано с производством, то оно может быть полезным, бесполезным или опасным – это относится и к производителю, и к продукту; таков экономический взгляд. Если мастер, который что-то создает – художник, творец, то можно оценивать его деятельность с эстетических позиций и назвать его работы прекрасными либо ужасными.
Но есть и другие параметры. Человечество под угрозой атомной бомбы – это по-настоящему трагично!.. Шахтеры, погребенные в своей шахте – какая драматическая катастрофа!.. Как комично морализаторство старой кокетки, такое категоричное, такое запоздалое. Оценка действия здесь не связана ни с этикой, ни с производством чего-то полезного, ни с созданием прекрасных произведений. Увидеть комизм в категоричности, которую хорошо забытое прошлое должно было бы немного смягчить, не значит сказать, что она хороша или плоха: достоинство всегда прекрасно, даже если его проявления бывают забавны. Катастрофа останавливает деятельность шахты – в этом драматизм события? Очевидно, что нет. Представляя будущую Хиросиму, Нерон, возможно, наслаждался бы красотой зрелища: трагическое требует другого рода внимания.
Итак, действие не всегда можно определить в категориях моральных, экономических, эстетических, и даже нашего повседневного словаря будет просто недостаточно. Что это значит?
Речь в первую очередь об эмоциональном впечатлении, точнее, серии впечатлений, поскольку трагическое, драматическое и комическое порождают разные переживания; можно было бы множить нюансы, говоря о буффонном, бурлескном, фееричном или фантастическом… Неважно как именно на нас воздействуют, важно, что эмоциональное впечатление всегда относится к источнику воздействия: в приведенном примере это то, что происходит, то есть событие, а еще точнее – событие и созданный ими контекст.
Бомба сброшена, ее механизмы сработали – вот исходное событие; бесчисленные жертвы, разрушенные города, опустошение колоссальной территории – вот сопутствующие обстоятельства или же цепь наиболее очевидных последствий, которая в дальнейшем создаст новую политическую ситуацию для стран-участников конфликта, и новую этическую ситуацию для всего сознательного человечества. И если почтенная особа на светском вечере ведет себя крайне категорично по отношению к другим, чего никогда не позволяла по отношению к себе, то именно это маленькое обстоятельство заставляет вспомнить о её былых приключениях, нисколько не аскетичных, именно этот контраст дает увидеть ситуацию в полном объеме: за маской отшельника и ханжи скрывается бывший дьявол. Таким образом, трагическое, драматическое, комическое и другие категории этого порядка определяют развитие действия в том смысле, в каком исходное событие формирует те или иные обстоятельства.
Событие и обстоятельство разделяет простая условность. На языке повседневной речи происходящее относится и к ситуации, и к событию. Что произошло в этой шахте? Несчастный случай и десять смертей. Мы воспринимаем исходные обстоятельства как череду событий, каждое из которых порождает новые обстоятельства, каждое из которых состоит из событий, которые, в свою очередь… и так далее. Смерть шахтера – событие, которое поставит его семью в некую новую моральную и материальную ситуацию, формируя цепь последствий: нервный шок, серьезное эмоциональное потрясение матери, существенное сокращение ресурсов, которое отразится на жизни детей и проч. Событие и созданные им обстоятельства неразделимы, как два проявления единого ритма. Возможно, этот ритм сменяющихся событий имеет в основе своей драматическую структуру и является экзистенцией истории?
Не столь важен масштаб – сброшенная бомба или брошенное слово, сам факт свершенного действия вписан в поток времени, в котором оно происходит лишь раз, в котором то, что произошло не могло не произойти. Время безжалостно и необратимо, находясь в его потоке, взрослый человек не сможет снова стать ребенком, и даже сам Господь Бог не в силах «отмотать пленку назад»; время – суровый хранитель, здесь ничего не исчезает, кроме разве что юности. И раны оставляют напоминания о себе в виде рубцов, а ошибки отзываются угрызениями совести. Это время можно определить как историческое, оно отличается от математического этой двойной природой: то, что случается, проходит и не проходит. В тот момент, когда случается событие, за ним следует ряд последствий, которые придают событию протяженность во времени. Бомба падает – вот свершившееся событие, но его последствия – человеческие жертвы, разрушения, военные уроки продлевают это событие в бесконечности других событий, которые, если можно так сказать, придают ему форму. В этом смысле трагическое, драматическое, комическое и другие похожие категории, которые мы используем для определения событий и последствий, есть способ исторического подхода.
Так, событие и последствия являются историческими, даже если о них не упоминается ни в одной книге. Несмотря на то, что моя персона столь незначительна, моя жизнь – история и то, что со мной происходит – исторично. Эти слова определяют мою экзистенцию, а не мою ценность.
Каждое мгновение я нахожусь в центре, на периферии или перед лицом событий, которые связаны цепью последствий настолько крепко, что даже самое банальное существование обязано не только наблюдать за предметами и хранить идеи, но обдумывать то, что происходит; не только предугадывать намерения других людей и читать между строк, а не просто двигаться наугад. Трагическое, драматическое, комическое и другие категории этого порядка восходят к психологии повседневной жизни, точнее к той её главе, которая должна быть посвящена психологии человека, представленного перед судом истории.
Месье Тест отрицает трагическое и драматическое исключительно потому, что они связаны с исторической экзистенцией, то есть находятся ниже «тех абстрактных проблем, где я всецело нахожусь» [Paul Valery. Monsieur Teste. Gallimard, 1927. P.113].
Театр не апеллирует к этим категориям, хотя ему могло бы принадлежать право их создания. Драма пришла в мир раньше, чем попала на сцену. Греки придумали трагедию, чтобы выразить трагизм положения человека во вселенной. Эта «комедия в сто актов» разворачивается и в городе, и при дворе, а оттуда попадает в басни или на сценические подмостки. Если мы говорим о драматических категориях, то именно эти прилагательные придают воплощению точность и весомость.
«Драматическое» позволяет дифференцировать драму, разделить ее на категории. Драма, в свою очередь, есть действие – свершенное или представленное, поставленное на сцене или показанное на экране, изображенное на холсте, застывшее в камне, переведенное в мелодию. Использование драматических категорий не ограничено рамками одного только драматического искусства. Прежде чем дать определение театральным историям, они определяют истории человеческого бытия и выходят за пределы искусства как такового. С другой стороны, все искусства в какой-то степени подражают действию или отсылают к нему, то есть также могут пользоваться драматическими категориями: существуют трагические романы, фантастические фильмы, бурлескные танцы, комические рисунки, музыкальный юмор и проч. Однако лишь драматическое искусство par exellence есть искусство, которое представляет действие не в словах, не на холсте и не в мраморе, но оживляет его здесь и сейчас через экзистенцию актера ( Конечно, слово «драматический» чаще всего употребляется в двух значениях: в широком смысле, который относится к драме и в том, который мы только что определили как «драматические категории» и «драматическое искусство». Также оно употребляется в значении «категория драматического», что не относится ни к трагическому, ни к комическому. Подобная неоднозначность привычна и нисколько нас не смущает; как говаривал Мальбранш: не будем терять время «на определение терминов, их смысл выяснится в ходе беседы». – Прим. авт.).