Вы убедительно доказываете, что на современном этапе происходит заключительная фаза культурного цикла, в которой обнаруживается «снятие всех прежних режиссерских интенций и стратегий». Как известно, в период кризиса происходит не только умирание старых форм, но и рождение новых. Какие элементы, проявления, признаки нового культурного цикла вы наблюдаете сегодня?
Полина Богданова:
Циклическая теория характеризуется таким механизмом трансформации от цикла к циклу, как возвращение. То есть в начале или середине каждого цикла обязательно происходят переклички, возвращения к процессам предыдущего цикла. Это не бывает буквальным повторением пройденного. Это бывает возвратом с некими вариациями. Так в начале настоящего цикла, который мы переживаем сегодня и о котором еще ничего определенного сказать не можем, ибо неизвестно, в какую сторону пойдет развитие, все же ощущается возврат к эпохе шестидесятничества. Эта эпоха, эпоха «оттепели» стала началом предыдущего цикла культурного развития и характеризовалась резким отталкиванием от сталинистской парадигмы. Возвращением к основам гуманистической дореволюционной культуры, что нашло свое воплощение в апологии «простого человека» в противовес типу «сталинских соколов», в отказе от соцреалистического канона в целом.
В каком смысле я говорю о возвращении к шестидесятничеству, характеризовавшемуся социоцентризмом, то есть обращением, прежде всего, к социальным проблемам и смыслам? К «социализму с человеческим лицом», к демократизации общества, к антитоталитаризму? Я говорю об этом в том смысле, что в последние несколько сезонов в театральной культуре наметилась определенная антитоталитарная тенденция. Ее воплощают в жизнь такие режиссеры как Филипп Григорьян, Максим Диденко, Борис Павлович, Дмитрий Волкострелов и др. То есть режиссура, которая несколько моложе поколения Константина Богомолова и Кирилла Серебернникова, которые, впрочем, тоже характеризовались выраженным антитоталитарным пафосом. Но Богомолов и Серебренников были еще тесно связаны с 90-ми, с их, с одной стороны, стремлением к свободе в ее либеральном понимании, с другой, с кризисным процессом деконструкции модерных оснований культуры, — «крестовым походом» на большую литературу, на гуманистические ценности предыдущих поколений, с резким негативизмом по отношению к реальности и живописанию ее уродливых сторон, с негативной идентичностью.
Режиссура Григорьяна, Диденко, Павловича, Волкострелова и др. – это режиссура уже нового цикла культурного развития, она мягче, более толерантна к действительности, более философична, ее как будто не задел кризис. Но эта режиссура вместе с тем выставляет новую оппозицию консервативному социуму с его тенденцией возвращения к централизованному государству, усилению вертикали власти, к, так называемым, традиционным ценностям. Ее социальный пафос явно перекликается с шестидесятничеством. Другое дело, что все процессы идут в изменившемся по сравнению с 60-ми социуме. Социум уже не столь однороден, и новейшая режиссура не представляет сегодня мейнстрим (как это было с Олегом Ефремовым, Георгием Товстоноговым, Анатолием Эфросом, Юрием Любимовым), она располагается внутри молодежной субкультуры. А на противоположном полюсе – традиционализм в лице главного на сегодня носителя классических ценностей режиссера Сергея Женовача, вовсе не случайно назначенного возглавлять МХТ после Олега Табакова, приверженца радикализма в театре.