Глас народа
Глас народа:
Современный театр глазами тех, для кого он создан
Ольга Виноградова
В рубрике «Глас народа» зрители будут отвечать на вопросы о современном театре. В честь Нового года наш репортер Ольга Виноградова подготовила спецвыпуск, посвященный такому феномену как «ёлки».
В зимние каникулы во многих театрах и концертных залах идут новогодние представления. Часто среди главных действующих лиц там можно встретить студентов/выпускников театральных вузов, профессиональных артистов. Мы решили изучить «ёлки» как часть современного театра и подготовили для зрителей такой список вопросов:
  1. «Ёлки» – это спектакль или перформанс?
  2. Чем занимаются актеры-исполнители ролей Дедов Морозов и Снегурочек весь год после этого?
  3. Если вместо стиха я прочту монолог Гамлета или Нины Заречной, мне дадут подарок?
  4. Вы бы пошли на перформативную пятичасовую «ёлку» на завод?
  5. Кто из современных режиссеров мог бы гениально поставить ёлку?
Вот что они думают по этому поводу.
Татьяна, медицинский работник
Валентина, сотрудник стройфирмы
Кирилл, дизайнер
Анна, студентка
Иван, студент режиссерского факультета РГИСИ
Татьяна, медицинский работник
  1. Ну... я думаю – перформанс. Имеются в виду детские ёлки? Это же не спектакль, это вообще черт знает что. Но если в зале – то это конечно спектакль. А если артисты на улице болтаются и нас развлекают, то это перформанс. Вообще я устала от этого. Ничего интересного, каждый год одно и то же: пришел, поплясал, подавился в гардеробе и ушел. Единственные еще более-менее нормальные представления, это где подарки сладкие дают. Но лучше было бы просто взять подарок, сказать «спасибо» и уйти. Не знаю, мне кажется, что это перформанс. Когда с подарками – хорошо.

  2. Отсыпаются. Они же всю ночь работали, пили. А потом опять на Новый год. Ну а потом в свои профессии обратно. Кто куда. Актеры в театры возвращаются. Правда, интересно в какие и почему их туда пускают обратно. Вот если зайцев там или десятые роли играть, тогда да. Но если нормальные роли, то что? Из Снегурки в Джульетту? Я не понимаю этого. Они же должны занимать какую-то нишу, а не болтаться туда-сюда. Ну а другие – в свои профессии. Вот их можно понять. Подзаработал и дальше пошел.

  3. Не поймут тебя, мне кажется. Хотя все зависит от того, сколько выпили.

  4. Да я вообще за любую движуху, люблю такие… тусы? Да, я бы пошла. Другой вопрос – кто меня там ждет? Мне кажется, это все ваше движение подростковое. Там одни молодые, что мне там делать? Но если бы позвали, я бы пошла. Сюда можно даже без подарков.

  5. Ну, судя по последним скандалам, мне кажется, у Богомолова неплохо бы получилось. Потому что он необычный, эпатажный такой. Не приелся еще, незамыленный. Собчак была бы главная Снегурочка!
Валентина, сотрудник стройфирмы
  1. Ближе к перформансу, наверное. Это же праздничное представление. Может и на улице идти, и в зале. Развлекательное, ему не нужно какую-то специальную площадку. Поэтому перформанс. Они же где придется.

  2. Спят до следующего Нового Года. Уходят в затишье. Они же не нужны целый год. Хотя вот с прибабахами, конечно, эти люди. Они будут и дальше где-то свои идеи реализовывать, на работе или еще где.

  3. Ну это же про жизнь, про смерть – конечно дадут. Куда они денутся? Это нас всех касается, такое всегда нужно и важно. И «Гамлет» к тому же, это же очень важный сочинитель, Шекспир в смысле. Дадут, дадут. Тем более правила такие: рассказал – обязаны дать подарок. Человек ведь учил, старался, мозги напрягал. Хотя рассказать «Гамлета» – это уже подарок.

  4. Черт, обязательно пятичасовую?! Хотя, смотря что дают. Если так же как мы недавно смотрели… как-то «Мыло и любовь»… А, «Мыльные ангелы»! Вот в театре, который в Пассаже. Если такое давать будут, точно нет. Но эта ведь будет перформативная. Значит развлекательная. Пошла бы, если будет весело. Почему нет? Пять часов. Может в ночные часы еще веселее получится.

  5. Ой, это должен быть с юмором человек. Ну и чтобы неприятных моментов не было, чтоб умел это все организовать хорошо. Мне нравится Хабенский. Он такого генерала играл! И в «Иронии судьбы» новогодней снялся. Правда дерьмо, а не фильм, но Хабенский хороший. И он же еще такой фильм трагичный снял, прям тяжелый, про пленных. «Собибор». А, ну и в театре, он же из театрального. Вот из театральных как раз ему нужно ставить ёлку!
Кирилл, дизайнер
1. Ёлки — очень криповая языческая туса, на мой взгляд.
2. Посменно работают Петром I и Екатериной II в центре СПб.
3. Я думаю, что ты вправе забрать весь мешок с подарками.
4. На завод только со святой водой и ожерельем из чеснока.
5. Я знаю только режиссёров кино, а так как ёлки — криповый языческий обряд, то лучше Джеймса Вана (автора вселенной «Заклятия») с его постановкой мало кто справится.
Анна, студентка
1. Скорее перформанс. Живой спектакль, в котором важную роль играют сами зрители.
2. Чаще всего это те же актёры и аниматоры, поэтому работают, учатся и пьют.
3. Конечно, дадут. Но не забудь и Дедушке Морозу что-нибудь крепкое подогнать.
4. Ребёнком – конечно. Проводить – за хорошие деньги. А так – наверное, нет.
5. Быкова. Пусть юные зрители познают жизнь уже сейчас.
Иван, студент режиссерского факультета РГИСИ
<Долгая преамбула о ритуальной культуре, новой ритуальности, советском и европейском наследии>

1. На сегодняшний день, мне кажется, что это и не спектакль и не перформанс, а некая коммерческая акция по продаже идеи сказки. Причем акция масштабная, замечательно пропиаренная и подогретая всеми рекламными средствами по всей стране. Это какое-то накачивание себя странными неорганичными традициями. Может быть существовавшими, но забытыми, и непонятными лично мне. От этих волн новогодних и рождественских ты не можешь не содрогнуться. Такая тотальная по миру идет колониальная волна. От которой, если призадуматься, становится страшно. С другой стороны – может это какое-то уникальное событие, когда мысли всех людей вдруг начинают направляться в одну сторону. В сторону надежды и перемены к чему-то лучшему. Может быть и как попытка подвести какой-то личный итог за прошедший временной период.

2. Не могу за всех сказать, чем занимаются Деды Морозы и Снегурочки в нерождественское и неновогоднее время, но я думаю, что ничем особо отличающимся от их привычной жизнедеятельности. Возвращаются в свои театры, к своим замечательным ролям и продолжают делать перформативные акции, читать Шекспира по ночам, репетировать Ваню Вырыпаева, жить своей нормальной театральной печальной или веселой жизнью. Но тут было бы интересно проследить судьбу не человека театра. Потому что есть же разные касты Дедов Морозов. Есть актеры и актрисы, у которых есть постоянная занятость в театрах. А есть отдельная каста таких вот развлекательных Дедов и Снегурок. То есть это не артисты, а люди, которые поняли, что это золотая жила в этот странный загадочный промежуток человеческого времени. Чем эти люди занимаются – я не знаю. Наверно они снимают парики и может быть надевают на себя доспехи и готовятся к Масленице, чтобы играть там Ильей Муромцев, Алеш Поповичей. А может быть идут на другие корпоративы. Думаю, они тренируют другие образы. Скоро лето – выпускные. Может и свадьбы нужно кому-то вести. Это поле для фантазий.

3. Мне кажется, было бы прекрасно не только почитать монологи Гамлета или Нины, заодно нужно прочесть монолог Ричарда III, например. И посмотреть на лицо Деда Мороза. Или может быть какой-нибудь мальчик объединится с какой-нибудь девочкой, и они сыграют страшную сцену Анны и Ричарда. Но конечно же такой раз*б всегда приветствуется. Это было бы прекрасно. Чем больше было бы детей, которые читают стихи Артюра Рембо или другой мрачный декаданс, тем больше какого-то приятного радостного веселья. Почему-то в воображении встала картина как внуки Анатолия Васильева в новогоднее время, когда к ним приходит Дедушка Мороз со Снегурочкой, встают на стульчик и начинают читать монолог Медеи, разрывая одежды… Мне кажется, это было бы совершенно замечательно и прекрасно.

4. Конечно, я бы с огромным удовольствием пошел бы на перформативную ёлку пятичасовую, пошел бы и на десятичасовую, и на двадцатичетырехчасовую ёлку. Это мечта. Хочется, чтобы и для взрослых кто-нибудь создал такой очищающий перформанс.

5. Я думаю, что много. Огромное количество замечательных режиссеров, которые никогда не будут этого делать, но если бы взялись, блестяще бы с этим справились. Даже можно представить себе, например, ёлку в стиле Богомолова, в стиле Вырыпаева, в стиле Кэти Митчелл. Это были бы классные, сильные елки. Ёлку в стиле Ромео Кастеллуччи я бы с удовольствием бы посмотрел! Или ёлка в стиле Хайнера Гёббельса. Или от Rimini Protokoll. Событие, на которое я бы точно пошел. С удовольствием бы сходил на елку Тимофея Кулябина. Ну и я думаю, что большое количество наших не таких именитых друзей с этим бы справились. Все наши замечательные перформативные товарищи.
Ольга Виноградова
Другие материалы