<Долгая преамбула о ритуальной культуре, новой ритуальности, советском и европейском наследии>
1. На сегодняшний день, мне кажется, что это и не спектакль и не перформанс, а некая коммерческая акция по продаже идеи сказки. Причем акция масштабная, замечательно пропиаренная и подогретая всеми рекламными средствами по всей стране. Это какое-то накачивание себя странными неорганичными традициями. Может быть существовавшими, но забытыми, и непонятными лично мне. От этих волн новогодних и рождественских ты не можешь не содрогнуться. Такая тотальная по миру идет колониальная волна. От которой, если призадуматься, становится страшно. С другой стороны – может это какое-то уникальное событие, когда мысли всех людей вдруг начинают направляться в одну сторону. В сторону надежды и перемены к чему-то лучшему. Может быть и как попытка подвести какой-то личный итог за прошедший временной период.
2. Не могу за всех сказать, чем занимаются Деды Морозы и Снегурочки в нерождественское и неновогоднее время, но я думаю, что ничем особо отличающимся от их привычной жизнедеятельности. Возвращаются в свои театры, к своим замечательным ролям и продолжают делать перформативные акции, читать Шекспира по ночам, репетировать Ваню Вырыпаева, жить своей нормальной театральной печальной или веселой жизнью. Но тут было бы интересно проследить судьбу не человека театра. Потому что есть же разные касты Дедов Морозов. Есть актеры и актрисы, у которых есть постоянная занятость в театрах. А есть отдельная каста таких вот развлекательных Дедов и Снегурок. То есть это не артисты, а люди, которые поняли, что это золотая жила в этот странный загадочный промежуток человеческого времени. Чем эти люди занимаются – я не знаю. Наверно они снимают парики и может быть надевают на себя доспехи и готовятся к Масленице, чтобы играть там Ильей Муромцев, Алеш Поповичей. А может быть идут на другие корпоративы. Думаю, они тренируют другие образы. Скоро лето – выпускные. Может и свадьбы нужно кому-то вести. Это поле для фантазий.
3. Мне кажется, было бы прекрасно не только почитать монологи Гамлета или Нины, заодно нужно прочесть монолог Ричарда III, например. И посмотреть на лицо Деда Мороза. Или может быть какой-нибудь мальчик объединится с какой-нибудь девочкой, и они сыграют страшную сцену Анны и Ричарда. Но конечно же такой раз*б всегда приветствуется. Это было бы прекрасно. Чем больше было бы детей, которые читают стихи Артюра Рембо или другой мрачный декаданс, тем больше какого-то приятного радостного веселья. Почему-то в воображении встала картина как внуки Анатолия Васильева в новогоднее время, когда к ним приходит Дедушка Мороз со Снегурочкой, встают на стульчик и начинают читать монолог Медеи, разрывая одежды… Мне кажется, это было бы совершенно замечательно и прекрасно.
4. Конечно, я бы с огромным удовольствием пошел бы на перформативную ёлку пятичасовую, пошел бы и на десятичасовую, и на двадцатичетырехчасовую ёлку. Это мечта. Хочется, чтобы и для взрослых кто-нибудь создал такой очищающий перформанс.
5. Я думаю, что много. Огромное количество замечательных режиссеров, которые никогда не будут этого делать, но если бы взялись, блестяще бы с этим справились. Даже можно представить себе, например, ёлку в стиле Богомолова, в стиле Вырыпаева, в стиле Кэти Митчелл. Это были бы классные, сильные елки. Ёлку в стиле Ромео Кастеллуччи я бы с удовольствием бы посмотрел! Или ёлка в стиле Хайнера Гёббельса. Или от Rimini Protokoll. Событие, на которое я бы точно пошел. С удовольствием бы сходил на елку Тимофея Кулябина. Ну и я думаю, что большое количество наших не таких именитых друзей с этим бы справились. Все наши замечательные перформативные товарищи.