Да, я читаю современных театральных критиков, там есть чудные люди. Но жутко похожи! Как в советское время, когда одного критика от другого отличить было невозможно. Кажется, сейчас более-менее свободное время, «пиши что хочешь, только к восстанию не призывай», и мои коллеги пишут, но до уныния одинаково. Есть люди, которых я стразу узнаю – это Марина Давыдова. Высший класс. Интересно, что, добившись в критике такого уровня, она стала терять к ней интерес. Это и хорошо и странно. Вся эта гигантская критическая масса из-за своего странного единообразия производит впечатление, что в какой-то момент последует ядерный взрыв. На самом деле, наша театральная критика (российская) была и остается лучшей критикой в мире, но все меньше и меньше возможностей писать не коротенькие заметки, а серьезные аналитические работы. Жанр большой статьи исчез, потому что это негде печатать. Что такое наш театральный журнал? Это Петербургский театральный журнал, «Театр». Но у нас нет журнала, который бы старался охватить жизнь театральной России и за ее пределами. Ту роль, которую в 60-е, 70-е, 80-е годы играл «Театр», сейчас не играет ни одно театральное издание. Ведь он был неким идеологическим центром театральных шестидесятников. Играл огромную роль в культуре страны. Практики тянулись к журналу. Спросите сейчас режиссеров или актеров, кто из них что читает. Судьбу театральной критики решает вот такой центральный обобщающий печатный орган, который объединяет разные поколения.
Наталья Крымова создала когда-то «семинар молодых критиков», и студенты ГИТИСа, которых не устраивало то, как их учат, шли к Крымовой. Журнал «Театр» был еще и центром по подготовке молодых театроведов. Мне могут сказать: время изменилось, сейчас время центробежности, живая жизнь идет вокруг нас, полное преобладание горизонтали над вертикалью. «Театр» был именно вертикалью. Но я с большим удовольствием писал на Open space и Colta. Сейчас с большим удовольствием читаю то, что пишут на сайтах. Центр театральной критики переместился в интернет.