Сегодня театральные художники – те, кто в силу разных причин исследует область перформативного, – в своей практике часто опираются на идеи, открытые в 1960-е. Перформативный поворот, произошедший в послевоенном искусстве на Западе, нашел глубокий отклик в российском театре 2010-х – 2020-х. То, как апробирует драматический театр открытия прошлого, как и куда он мутирует – актуальная повестка, которую можно изучать только гибко, потому что далеко не все классифицируется. Поэтому я выбрала другой путь – обнаружения сходств и различий между тем, что было, и тем, что разнообразно проявляется сейчас.
Специфика российского «перформативного поворота» определяется совершенно другим культурным контекстом ХХI века. Европейская ситуация была отмечена прежде всего резким завершением модернизма и переходом к постмодернизму. Закончился ли постмодернизм сегодня? – вопрос открытый. Но тотальное в постмодернизме понимание художественного контекста как реальности ушло в прошлое. Сегодняшний театр стремительно разрушает художественную реальность и стремится либо к социальности, либо к отвлеченной игре. Но вместе с тем, в российской ситуации не исчерпан модернистский «проект». Желание обнаружить и за внешней игрой, и за социальностью нечто глубокое, подлинное, единственное – остается актуальным для русского театра.
Список литературы:
1. Осминкин Р.С. Дом культуры как лаборатория. Опыт самоорганизованных кружков ДК Розы// Шаги / Steps. Т. 5. № 4. 2019. С. 186-201.
2. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства. М.: V-A-C, 2018. 528 с.
3. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem Press, 2014. 319 с.
4. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: Фонд развития искусства драматического театра режиссера и педагога Анатолия Васильева, ABCdesign, 2013. 311 с.
5. Джурова Т. Хорошая квартира // Петербургский театральный журнал. Блог. 2018. 30 января.
http://ptj.spb.ru/blog/razgovory-vprostranstve-kva...6. Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.
7. Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 248 с.
8. Кулик И. Театр с протянутой рукой // Коммерсант. 2004. 5 февраля.
https://www.kommersant.ru/doc/45121629. Кабаков И. 60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве. М.: НЛО, 2008. 365 с.
10. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Международное театральное агентство "Play&Play" : Канон+, 2015. 375 с.
11. Исраилова М. Что мы видим, когда смотрим спектакль // Syg.ma. 2018. 5 июня.
https://syg.ma/@marina-israilova/chto-my-vidim-my-smotrim-spiektakl
12. Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве. Статьи и декларации. 1952 – 1985. М.: Гилея, 2018. 392 с.
13. Барт Р. Как жить вместе: романтические симуляции некоторых пространств повседневности. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 272 с.
14. Киселев А. Субъективные итоги-2013. Театр ТРУ// Афиша – Воздух. 2013. 23 декабря.
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/teatr-t...
15. Тараканова О. Ольга Цветкова готова стать главным человеком в современном танце. Вот что о ней нужно знать // The Village. 2019. 4 сентября.
https://www.the-village.ru/village/weekend/weeknd-theatre/361257-tsvetkova
16. Ершов А. Театр. На вынос: вместо актеров – прохожие, вместо сцены – заброшки и стримы, вместо миссии - радость: интервью П. Прокофьевой// Нож. 2018. 29 марта.
https://knife.media/theater-takeaway
17. Зинцов О. Ну и Вот. Комиссар Лисовский в 2017 году// Театр. 2017. № 29.
http://oteatre.info/nu-i-vot-komissar-lisovskij-v-...
18. Дмитрий Волкострелов: «…Не думать о зрителе»: Беседу ведет Зара Абдуллаева //Искусство кино. 2013. № 5.
https://old.kinoart.ru/archive/2013/05/dmitrij-vol...19. Костелянец Р. Разговоры с Кейджем. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 400 с.
20. Исраилова М. «Вслух». I am sitting in the room Элвина Люсье в театре.
https://syg.ma/@marina-israilova/vslukh-i-am-sitting-in-a-room-elvina-liusie-v-tieatrie
21. Абдуллаева З. Дар случайный, не напрасный// Colta.ru. 2016. 9 февраля.
https://www.colta.ru/articles/theatre/10058-dar-sl...