Театр вне театра
От зрительства к участию
Маргарита Кожекина
Попытка классификации интерактивного спектакля.
Эта статья – попытка предложить классификацию разных форм театральных практик, которые включают в свою структуру позицию "участника". Такие формы нарушают привычную формулу театрального действия: A играет B на глазах у C – и фактически уже не являются спектаклем в привычном смысле слова. При этом, оставаясь в театральном контексте, они существуют в той же традиции, зачастую имея и оригинальный режиссёрский замысел, и сложную продуманную драматургию.

Конечно, в первую очередь перед исследователем встаёт вопрос терминологии: как именно обозначить самое общее родовое понятие для подобных форм и по какому принципу разделить на подвиды. Перформанс или спектакль? Интерактивный, иммерсивный, игровой или партисипативный? Спектакль-квест, -игра, -экскурсия, -эксперимент?

В этой статье как базовый условный термин будет использоваться понятие "интерактивный спектакль". Как общие родовые свойства этого типа явлений можно выделить следующие:

- в "интерактивном спектакле" нет выделенного пространства сцены и выделенной позиции зрителя. При этом может присутствовать структура "сцена-зрительный зал", но она является игровой и включается в общую ситуацию коммуникации;
- "интерактивный спектакль" имеет заданную структуру, рассчитанную на повторяемость и определяющую способ существования актёра/ведущего;
- участники, как обычные зрители спектакля, не готовятся заранее и не получают специальной информации для подготовки;
- участник "интерактивного спектакля" имеет возможность взаимодействовать по определённым правилам со средой, перформерами или другими участниками;
- важную роль играет фигура ведущего, который задаёт структуру происходящего процесса извне или изнутри действия. Она может быть совмещена с фигурой перформера или актёрского ансамбля.

Можно привести уже некоторое количество примеров такого типа спектаклей, которые игрались в Петербурге в театрах или на театральных фестивалях.

"Questioning/Кто ты?" – компания Magic Garden, адаптация Семёна Александровского
"Wolf Safari" ("Охота") – арт-группа Toisissa tiloissa, фестиваль "Точка Доступа".
"Слушай Город" – режиссёр Иван Куркин
"Игрушки" – компания Сигна, фестиваль NET
"Утополис. Петербург", "В гостях. Европа" – Rimini Protokoll
"Квартира. Разговоры" – режиссёр Борис Павлович
"Empathy" – режиссёр Михаил Патласов, в рамках Science theatre project GENEZIS

Из интересных зарубежных примеров, можно привести спектакль "Pending Vote", который по сути является "интерактивным спектаклем", но обыгрывает ситуацию классического театра с выделенной сценой и рассадкой аудитории.

Спектакль "Игрушки", фотограф - Эрик Гольдманн
Типология

Любой интерактивный спектакль имеет три составляющие:

1) позиция участника: то, как участник входит в действие, кем он в нём является
2) формы действия: то, что нужно делать участнику, через что происходит взаимодействие со средой или другими участниками
3) драматургия: то, что удерживает целостную структуру действия во времени

По каждому из этих пунктов можно сравнить разные постановки и выявить различия.

1) Позиция участника

Любая новая коммуникативная ситуация, в том числе ситуация интерактивного спектакля – это "магический круг", устроенный по определённым законам. Вход в этот круг возможен, если у участника появляется определённая роль, понимание, кто я в этой ситуации, что я в ней могу или должен делать и зачем.

В ряде интерактивных спектаклей участник является самим собой: фактически он существует в роли самого себя – зрителя, пришедшего в этот театр на этот спектакль. В таком случае авторы обращаются напрямую к его личности – её установкам, способу смотреть на мир, ощущениям. Например, в "Questioning/Кто ты?" основная задача участника – отвечать на вопросы анкеты про случайного человека, сидящего напротив него. "Утополис. Петербург", "В гостях. Европа" как и другие интерактивные спектакли Rimini Protokoll, тоже обращаются к зрителю, его личной рефлексии на определённые темы.
В "Квартире. Разговоры" сама ситуация спектакля обращается к рефлексии зрителя о его отношении к людям с РАС (расстройство аутического спектра), здесь важно, чтобы зритель присутствовал как он сам, мог лично встретиться с ребятами из "Антон тут рядом" через определённые формы взаимодействия. При этом, атмосфера "альтернативной реальности", близкой поэзии ОБЭРИУтов, создаёт эффект остранения, попадания в иное, алогичное с точки зрения обыденного сознания, пространство (ссылка).

Другой способ включения – это помещение зрителя в сконструированные обстоятельства. Так, в спектакле Михаила Патласова и проекта Genesis "Empathy" участникам сообщалось, что они разговаривают с инопланетным разумом, который исследует человечество. В "Игрушках" участники оказывались гостями у богатой Леди, которая устраивает состязания между своими воспитанницами-сиротами. Гости по установке этого игрового мира должны включаться в состязание и помогать выиграть одной из команд.

В обоих ситуациях участнику-зрителю предлагается роль, дополняющая социальную роль участника спектакля: роль собеседника инопланетянина, помогающего ему понять человечество в "Empathy", или помощника в группе девушек, надеющихся выиграть наследство в "Игрушках". Эта роль вводится через предлагаемые обстоятельства, которые существуют в "магическом круге" художественного произведения.

Другой способ входа в ситуацию интерактивного спектакля – это осознанное конструирование роли участниками. Такой тип спектаклей становится более похож на классическую ролевую игру живого действия, в которой участник осознаёт нетождественность себя и своей роли, нетождественность реальных обстоятельств и игровых. Такой способ входа в "магический круг" предлагается в спектаклях "Охота", в котором участники играют волчью стаю, или в спектакле-игре Ивана Куркина "Слушай Город", в котором каждому участнику предлагается роль жителя деревни с конкретной профессией. Несмотря на то, что участник в этом случае действует не от себя, эффект вовлечения в итоге делает ситуацию значимой и эмоционально заряженной.
Спектакль "Слушай город", фотограф - Полина Назарова
2) Формы действия

Во всех интерактивных спектаклях участники взаимодействуют и со средой и друг с другом. Среда в интерактивном спектакле часто задаётся фигурой ведущего, его обращением к участникам, предложением определенных форм действий, правил и обстоятельств.

Те формы действия, которые предлагаются участнику интерактивного спектакля, могут быть более или менее опосредованными, больше или меньше включать участника телесно. Эти различия будут напрямую определять силу вовлечения. Как отметила Ольга Воробьёва в интервью, сравнивая "Охоту" и "Questioning/Кто я?" – в ситуации, когда участникам нужно бегать больше часа и вместе выть, играя стаю волков, потенциальное вовлечение оказывается гораздо сильнее, чем если они отвечают на вопросы в анкете. Хотя и сопротивление войти в эту ситуацию будет больше.

Важно, что даже простое соприсутствие в одном пространстве, не требующее от участников прямого взаимодействия друг с другом, в интерактивном спектакле оказывается формой взаимодействия. Необходимость вместе по инструкции совершать определенное действие на глазах друг у друга, как в спектаклях-променадах Rimini Protocoll, автоматически создаёт эффект peer pressure (давление равных), сильно усиливая вовлечение каждого отдельного участника.

В ряде интерактивных спектаклей формы действия постепенно меняются. Например, в спектакле "Pending Vote" участники начинают с ситуации удалённого голосования: у каждого есть пульт, на котором можно нажать да или нет в ответ на вопрос, все ответы высвечиваются на экране. Таким образом участники взаимодействуют опосредованно, через внешнюю "Систему". Однако постепенно участников рассаживают по парам с теми, с кем ответы максимально совпадали, потом по группам, в которых возможность проголосовать есть уже только у одного представителя. Это постепенное группирование по схожести ответов задаёт смену формы действия: от дистанционного голосования через пульт до живого общения в группе. В итоге, когда всем участникам предлагается выбрать одного представителя, происходит окончательное растождествление "аудитории" и "системы", которая уже не несёт функции медиума, а только внешней репрессивной системы.

Приёмы физического вовлечения участников через простые игрово-перформативные формы есть в спектакле "Квартира" и в спектакле "Игрушки". Необходимость участвовать в состязаниях поддерживает телесное вовлечение зрителя, ставит его в позицию соучастника и заставляет осваивать свою роль в предлагаемых обстоятельствах.
Спектакль ""Квартира. Разговоры"", фотограф - Светлана Ботева
3) Драматургия

Драматургия интерактивного спектакля обладает по меньшей мере двумя качествами: количеством событийных потоков и способом обращения с ожиданиями участника.

В таких примерах как "Охота", "Questionning", "Empathy", "Утополис" участники действуют по одной и той же инструкции, представляя, что слышат и делают все остальные. В ряде других интерактивных спектаклей ("Слушай город", "Игрушки") выстраивается специальная партитура, которая создаёт несколько разных потоков действия. Например, в "Слушай город" участники существуют в жёсткой партитуре своей роли. У каждого есть книга-путеводитель со всеми репликами своего персонажа, а в зале специальными знаками обозначены положения персонажей в мизансценах. В "Игрушках" – партитура разных "домов", групп участников, которые прикрепляются к паре девушек, играющих за свою команду. В итоге взаимодействие персонажей в "Слушай Город" или команд и участников в "Игрушках" создают объём игрового мира, среду, в которой происходит больше, чем может наблюдать каждый участник по отдельности.
Независимо от количества потоков действия, драматургия интерактивного спектакля может строиться на реализации или обмане ожиданий участников. Реализация ожиданий подразумевает максимально прямое согласование с участниками образа процесса – все, кто входит в действие представляют, что они будут делать и к чему придут в конце. Такой принцип в чистом виде реализован в спектаклях "Questioning/Кто ты?" и "Охота". Участники в них заранее представляют, какая задача перед ними стоит, что примерно нужно будет делать. Интерес возникает от того, что одни и те же действия в заданной рамке ситуации будут делать все. В этом случае работает механизм peer pressure, который позволяет сделать непривычное действие, погрузиться в непривычное состояния и обнаружить что-то новое и интересное про себя.

Другой подход связан с обманом ожиданий участников. "Обман" в этом случае не подразумевает ничего однозначно плохого: любой яркий сюжетный поворот будет возможен, только если участники его не ожидают. Чаще всего в спектаклях, которые стремятся вызвать у участника эмоции через обман ожиданий общая рамка практически не согласовывается: участники очень мало знают в начале о том, что будет, они оказываются в ситуации, которая развивается сама через игру актёров или инструкции/установки ведущего, которые даются по ходу. Такой способ введения в действие позволяет обманывать ожидания зрителя, не обманывая зрителя.

В "Игрушках" обман ожиданий совершается через ситуации "насилия" и "нарушения границ" актёров, свидетелем которых оказывается зритель. Решение, как именно реагировать, воспринимать их как часть спектакля и "игру" или как ситуации требующие вмешательства – каждый принимает сам. Однако, отсутствие принятой роли ставит участника в ситуацию двойных стандартов: в мире игры происходит насилие, в мире спектакля происходит игра актёров. Оставаясь в мире спектакля и не принимая роль участника игровой реальности, зритель автоматически оказывается в позиции пассивного наблюдателя, не понимающего, как именно реагировать.

В "Слушай Город" драматургическое ведение действия устроено по-другому. У участников есть заданные роли и общая задача – найти преступника. Основная интрига, которая поддерживает интерес участников заключается в простой детективной загадке: кто именно является убийцей. Однако драматургический поворот заложен в самой рамке игры. В самом финале оказывается, что задача найти преступника, поставленная перед участниками, была "ложной". Действие специально выстроено так, чтобы привести участников в ситуацию неверно принятого решения и казни "убийцы", чтобы узнать, что на самом деле история, которую они расследуют, произошла совсем по-другому.

Подобный обман ожиданий происходит и в "Pending Vote". Зрители, которые в начале доверяют "Системе" и могут голосовать через личные пульты управления, постепенно лишаются права голоса. В итоге "Система" блокирует пульты всех участников и начинает показывать неверные ответы на общем экране. На этом действие спектакля останавливается. Такой сюжетный поворот, к которому зрители подводятся постепенно, резко перезаписывает логику отношений между участниками и "ведущим", из медиума и помощника "Система" оборачивается лживой тоталитарной властью. Яркое эмоциональное переживание неприятия и возмущения появляется у участников на фоне постепенного присвоения правил игры, которые были устроены совсем по-другому, чем оказалось в финале.
Спектакль "Игрушки", фотограф - Эрик Гольдманн
Как вывод, можно сказать, что описанные варианты "интерактивных спектаклей" балансируют между другими чистыми жанрами, такими как:

психологический тренинг: участники заранее знают, что будет происходить и вместе выполняют инструкции, получая новый опыт и позволяя себе то, что они вряд ли позволили бы себе в обычной жизни.
ролевая игра живого действия: участники действуют из ролей в предлагаемых обстоятельствах, проживая продуманный создателями сюжет, в котором заложены драматургические повороты.
иммерсивный спектакль: участники наблюдают игру актёров в не-сценическом пространстве и обладают минимальной свободой действия (перемещение, выбор ракурса и т.д.)

"Интерактивный спектакль" – это поиск: как создать не то, не другое, не третье. Как вовлечь участника в действие и дать ему свободу, но обеспечить безопасность и предсказуемость? Как выйти в соавторство со зрителем, но при этом оставить художественно выстроенную драматургию и заложить глубокий эмоциональный опыт? И эти поиски ещё будут продолжаться.

Маргарита Кожекина
Всё из раздела «Практика»