1910–20-е годы – время становления режиссерского театра, когда куклы привлекали к себе внимание многих теоретиков и практиков, возникали сопоставления марионетки и актера, эксперименты с формой, новые концепции сценического искусства. [См.
подробнее] Однако искушение авангардом для российского театра кукол, в силу ряда причин, прошло фактически незамеченным. Перед куклами на государственном уровне были поставлены очень конкретные и очень весомые задачи: воспитание нового зрителя. Агитационный Петрушка. Почти сразу – театр кукол для детей. Курс был взят на унификацию, монополизацию, идеологизацию. [См.
подробнее.].
Так в 1930-е годы по стране возникает сеть государственных стационарных театров кукол, распространяется универсальная эстетика, созданная под влиянием соцреализма (были даже призывы делать шаблоны декораций и рассылать их по стране). Целевая аудитория – дети. Ширма, тростевая кукла, типизация характеров, сказочные сюжеты с намеком на реальные прототипы. Часто – музыкальные номера. Аллюзии. Антропоморфные персонажи. Адаптации сюжетов. Торжество добра. Мораль.
Сергей Владимирович Образцов (1901–1992) был не только гениальным кукольником, но и гениальным менеджером, который создал идеальную модель – ГАЦТК, ориентированный, в свою очередь, на первый театр страны – Московский художественный. От МХТ к куклам пришел репертуарный план и цеховое разделение труда (исторически кукольник был универсальным мастером), а также система Станиславского.
Все эти нововведения в свое время способствовали повышению профессионального уровня отечественного театра кукол, однако кукольники были крепко связаны новыми эстетическими и идеологическими нормами. Борьба с этим искусственно созданным каноном – есть история советского театра кукол ХХ века. «Необыкновенный концерт» самого Образцова, взрослый репертуар в Большом театре кукол времен Михаила Королёва, открытие кукольного отделения в ЛГИТМиКе, обращение к крупному литературному материалу, наконец, Уральская зона, которая декларативно выставила живой план – всё это этапы преодоления «традиции», каждый из которых открывал новые перспективы.
Любая автократия не проходит без последствий. Новый канон прочно вписался в сознание и в систему репертуарного театра кукол. Кукольники в итоге оказались самыми закрепощенными эстетически, хотя сохраняли дух свободы – всегда находились желающие пробить эту стену.